Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент: учебный курс (часть 1) |
18.01.2012, 18:09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. Сущность и задачи планирования Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов. Задачи планирования: 1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений. 2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных. 3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов. 4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу "факт-план". 5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников. 6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ. Планирование деятельности предприятия основано на ряде принципов (табл. 3.1). Таблица 3.1 Принципы планирования
Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов. План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров. Он содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Виды планов различаются по следующим признакам:
Рис. 3.1. Схема классификации видов внутрифирменного планирования По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование, которые обладают определенными характеристиками. Стратегическое планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период 5 и более лет. Оперативное планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Оперативное планирование имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и проч. Эти два вида планов отличаются по ряду признаков (см. табл. 3.2). Таблица 3.2 Сравнительная характеристика
Содержательный аспект в планировании находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, ресурсном и объемно-календарном. Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационный план, план НИР), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства в организации. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов. Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т. п. Объемно-календарное планирование заключается в планировании объемов работ, загрузке подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам. Период планирования влияет на характер планируемых показателей, степень укрупнения планируемых процессов, состав используемой информации и методы плановых расчетов. Нередко в планировании выделяют лишь два периода: текущий (до года) и перспективный (более года). С остав и сочетание различных видов планов в рамках отдельной организации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования. Планирование представляет собой один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии. Он состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл (рис. 3.2). Рис. 3.2. Укрупненная схема содержания процесса планирования Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальные фазы расчетов:
Контрольные вопросы и задания 1. Определите роль и значение планирования в системе функций менеджмента. 2. Сформулируйте задачи планирования в организации. 3. Расскажите о содержании (стадиях) планирования. 4. Перечислите принципы планирования. 5. Что означает принцип гибкости и эластичности планирования? 6. В чем заключается суть концепции скользящего планирования? 7. Дайте классификацию видов внутрифирменного планирования. 8. В чем отличие стратегического планирования от оперативного? 9. Что представляет собой ресурсное планирование? 10.Чем характеризуется продуктово-тематическое планирование? 11.Какие укрупненные этапы планирования Вы можете назвать? |