Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Социология

Социальная организация общества и социальные отношения (2)
16.12.2011, 14:26

Социальная группа – это относительно устойчивое сообщество людей, взаимодействующих для достижения каких либо целей или потребностей.
Социальные группы бывают:
большими и малыми;
устойчивыми и неустойчивыми;
Принадлежность человека к той или иной социальной группе определяет статус личности.
Вообще, в социологии существует целый ряд классификаций социальных групп. Они могут различаться:
1. по значимости объединяющих критериев: номинальные и реальные;
2. по типу взаимосвязей: первичные и вторичные;
3. по количеству членов: малые и большие; (стр. 121 – 125 УМК: Основы социально-гуманитарных наук).
Самыми крупными социальными группами считаются классы.
Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли богатства которой они обладают. (В. И. Ленин) 
Классы очерчивают группы людей, имеющих общий социально-экономический и политический статус.
Центральной темой социологии является социальная стратификация, которая объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Главными измерениями стратификации являются – доход, власть, образование и престиж. (П. Сорокин)
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения труда, т. е. социальных благ.
Термин "стратификация" пришёл из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Основанием для стратификации служит лестница доходов, бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения – среднюю, а богатые – верхнюю.
Степень социальной стратификации, т. е. расслоения и неравенства, может меняться с течением времени в одной и той же стране.
Высший класс – богатые – занимают самые привилегированные должности и самые престижные профессии. Они лучше оплачиваются и в большей степени связаны с умственным трудом. Вожди, короли, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, учёные составляют элиту общества. Обычно богатые не одиночки, а семьи и семейные кланы. Класс богатых разбивается на верхний (миллиардеров) и нижний (просто богатых миллионеров).
Средний класс – в индустриально развитых странах составляет 60 – 80%. Он появился лишь в ХХв. В обществе выполняет специфическую функцию – стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, не давая им столкнуться. Средний класс состоит из тех кто сделал судьбу своими руками и, следовательно, заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности.
Средний класс – самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес.
Костяк среднего класса составляют представители малого бизнеса, менеджеры, фермеры, кадровые военные, техническая интеллигенция и т. д. Выделяют 3 слоя среднего класса: верхний, переходный к высшему, средний, собственно средний класс, нижний. 
Андеркласс "социальное дно". 
Маргинал – человек покинувший одну страту и не адоптировавшийся к другой.
Под маргинальностью понимают промежуточность положения индивида или группы, занимающих пограничное положение в обществе. Маргинальная группа отвергает определённые ценности той культуры, в которой возникает и утверждает собственную систему ценностей. 
Маргинальные группы и общности формируются на границах социальных слоёв и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому. Процесс маргинализации на современном этапе рассматривается как процесс деклассирования. Причиной возникновения маргинальных групп служит ухудшение материального уровня населения, девальвация традиционных ценностей. К маргиналам также могут принадлежать и люди вполне благополучные, но не определившиеся в нынешней социальной структуре.
Социальное действие. Данное понятие также считается одним из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей.
Впервые в социологию данное понятие было введено и научно обосновано М. Вебером. Он определял социальное действие как осознанное действие человека, ориентированное на поведение других и воздействующее на них.
Любое социальное действие должно включать в себя:
1. действующее лицо;
2. потребность в активизации поведения;
3. цель действия;
4. метод действия;
5. другое действующее лицо, на которое направлено действие;
6. результат действия;
Виды социального действия:
1. Разумные или целерациональные - когда просматривается определённая цель;
2. Ценностные - просматриваються эстетические, моральные, либо другие идеалы;
3. Эмоциональные или аффективные - вызваные психическим состоянием человека (любовь, радость, злость, гнев и т.д.);
4. Традиционные - основанные на традициЯх, обычаях или привычках;
Социальные действия бывают межличностными и совместными.
Впоследствии социальные действия перерастают в социальные отношения. Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Так, предприниматель заинтересован в вас только как в клиенте, продавец – как в возможном покупателе.
Социальный институт. Социальные структуры, которые обеспечивают устойчивость связей и отношений в обществе, называются социальными институтами. Понятие "социальный институт" не абстракция, они предстают перед нами в качестве зримых объектов. Всего выделяют 5 основных социальных институтов:
институт семьи и брака – потребность в воспроизводстве рода;
политические институты – потребности в безопасности и социальном порядке;
экономические институты – потребности в добывании средств к существованию;
институты образования – потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров;
институт религии – потребности в решении духовных проблем, смысла жизни;
Внутри основных институтов скрываются более мелкие образования. Общая черта социальных институтов – выполняемые ими функции. Функцией социального института называют ту пользу, которую он приносит обществу. Если пользы нет, то функция превращается в дисфункцию. Плюс в минус.
Как мы уже выяснили общество не однородно по своему составу. Исходя из этого, возникают различные социальные противоречия и конфликты. Противоречие зарождается, созревает и приводит к конфликту. Борьба противоречий является источником развития в природе. Социальные противоречия зарождаются стихийно, они отражаются в сознании людей, определяя тем самым отношение человека к человеку, группы к группе, государства к государству.
Конфликт – это особая сторона социальных противоречий. Конфликт – "столкновение" - это отсутствие согласия между двумя или более лицами; столкновение различных интересов, взглядов, мнений. 80% конфликтов возникают помимо желания его участников.
Психологический план выхода из конфликтной ситуации:
1. выслушать мнение оппонента;
2. не употреблять категоричных фраз во время конфликта;
3. не делать вывода за оппонента;
4. поставить себя на место собеседника;
5. молчание, пауза;
Социальные конфликты в зависимости от того, кто является их субъектами, можно подразделить:
1. внутриличностные;
2. межличностные;
3. внутригрупповые и межгрупповые;
4. этнонациональные;
5. международные;
По масштабам и распространённости выделяют конфликты: локальные, региональные, в пределах одной страны, глобальные.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ