Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Шпаргалка по политологии. Шапкарина Т.Ю. |
21.12.2011, 23:21 | |
74. Либерализм как идейно-политическое течениеЛиберализм (от лат. liberalis – свободный) – важное направление политической идеологии, одно из наиболее распространенных идейно-политических течений, выражающее и отражающее принципы свободы и демократии в различных сферах жизнедеятельности общества – экономической, социальной, политической и духовной. Либеральными являются политические течения и идеологические установки, имеющие приоритетом защиту и выражение прав личности. Истоки либерализма относятся к XVII–XVIII вв.: они развивались в работах Дж. Локка, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона и др. Основные положения, сформулированные этими мыслителями: о правах и свободах граждан, о необходимости разделения основных ветвей власти, о системе сдержек и противовесов в федеративном государстве, о народном суверенитете, о гражданском обществе, среднем классе, правовом государстве. В XIX в. с идеями либерализма выступали И. Бентам и Дж. С. Милль. Они стремились обосновать необходимость демократизации политических и правовых институтов общества. Защищая идею свобод и прав человека, они утверждали, что свободное развитие новых, капиталистических отношений должно привести к постепенному сглаживанию социальных противоречий, процветанию общества. Для этого необходимо совершенствовать государственно-правовые институты, последовательно проводить принцип разделения властей, бороться с преступностью и произволом чиновников. Основные принципы либерализма: – права человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом – неотъемлемые условия его существования; защита свободы индивида – важнейшая цель государства; – разделение государственной власти на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную; – существование четких границ деятельности государства в обществе: оно не вмешивается в частную жизнь членов общества и в регуляцию их экономических отношений (гражданское общество); – оптимальный регулятор экономических отношений – свободный рынок товаров, труда, услуг, капиталов; – равенство людей рассматривается как равенство возможностей, прав, которые разными людьми реализуются по-разному. С развитием промышленного капитализма в классическом либерализме в конце XIX – начале XX вв. наступил кризис: рынок в полной мере не обеспечивает гармонии общества, защищенными по преимуществу являются лишь привилегированные социальные слои. Остро встал вопрос о необходимости проведения реформ и в связи с этим задача пересмотра многих положений, норм и ценностей либерализма. Появляется «новый либерализм» (неолиберализм), или «социальный либерализм», который более ориентировался на решение социальных проблем. Его сторонники (Р. Даль, А. Лейпхарт, А. Мак-Эван, Дж. Роулс, Л. Хобхаус) под воздействием исторического и политического опыта вносят коррективы в основополагающие принципы либерализма: – ограниченные возможности имеет рынок, рассматриваемый ранее как единственный; регулятор экономических и общественных отношений; – государство может выступать гарантом не только политических, но и социальных прав человека; – необходимо расширить регулирующие функции государства в обществе. 75. КонсерватизмКонсерватизм – идейно-политическое течение, характеризующееся приверженностью традициям и стабильности. Термин «консерватизм» (от лат. conservo – сохраняю, охраняю) ввел в политический оборот в 1818 г. французский писатель и политический деятель Ф. Шатобриан. Консерваторы проповедовали в своих трудах незыблемость дворянско-феодальных привилегий, отрицали буржуазную демократию. Позднее комплекс идей и принципов, ставших основой политической идеологии и практики консерватизма, получил развитие в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, B.C. Соловьева и И.А. Ильина. Основные идеи консерватизма: – трактовка общества как сложного организма, требующего к себе бережного отношения; – идея зависимости человека от существующих отношений, обоснование смиренности человека, а не его активной социально-политической деятельности; – признание большой роли обычаев, традиций в жизни общества, уважение к мудрости предков; – негативное отношение ко всякого рода радикальным, революционным преобразованиям; – отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение не контролируемого разумом естественного хода вещей; – государство не может быть естественным и эффективным органом управления. Заменить его в этом могут религия, мораль, традиция, способные к более полному отражению социального многообразия; – политическая свобода отождествляется с ограничением государственной власти; – приверженность социальной стабильности, так как новые социальные порядки могут оказаться хуже старых (результаты социальных революций). Неоконсерватизм возник в xx в. в результате слияния идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом. Для современного консерватизма независимо от его разновидности характерна высокая степень приспособляемости к новым историческим реалиям. Всем направлениям современного консерватизма присуща значительная приверженность культурным и религиозным традициям. Основная причина всякого рода негативных явлений, по мнению консерваторов, лежит в отходе от традиционных ценностей. Современные консерваторы выступают за сильное государство, видя в нем подлинную опору порядка, законности и истинной морали. Поэтому основная задача – восстановить авторитет и престиж власти и правительства. Решая вопрос о соотношении личности и общества, консерваторы пытаются по-новому синтезировать идеи индивидуализма и авторитета государства, отдавая определенное предпочтение второму во имя его укрепления и процветания. Многие социально-экономические идеи в рамках неоконсервативной политики, например уменьшение государственной поддержки ряда социальных программ, увеличение числа собственников, повышение роли индивидуальной ответственности и другие, широко использовались правительствами США (при президенте Р. Рейгане), Великобритании (М. Тэтчер), Франции (Ж. Ширак). В таких странах, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, консервативные партии на протяжении довольно длительного периода находились у власти. 76. МарксизмМарксизм – философское, экономическое и политическое учение, сформировавшееся в середине XIX в. Основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс разработали положения диалектического материализма,теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме, основываясь на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье и др.). Принципы марксизма используются в коммунистическом, социал-демократическом и профсоюзном движениях; некоторые идеи вошли в научный аппарат политической науки и других социальных дисциплин. Основные идеи марксизма: – общество рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, т. е. надстройку; – единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества; – борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция; – капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса; – в условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть; – пролетариат осуществит переход к коммунизму, который предполагает уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности. Маркс создал теорию общественно-экономических формаций, различающихся по степени развития производительных сил, характеру социальных отношений, политической надстройки и др. Она включает: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и прогностическую коммунистическую формацию (с первой фазой социализма). Возможный коммунизм характеризуется высоким уровнем развития производительных сил, научным управлением, гуманистическими принципами устройства. Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли XIX–XX вв. Подверглись критике многие содержавшиеся в нем утопические, противоречивые представления. Например, марксизм абсолютизирует роль классовой борьбы и насилия, отрицает возможность эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, преувеличивает историческую роль пролетариата, неадекватно истолковывает труд как источник стоимости; утверждает необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергает общечеловеческую нравственность. В целом марксизм предоставлял своим последователям как радикально-революционную, так и реформистскую (социал-демократическую) перспективу преобразования общества. В России после Октябрьской революции 1917 г. марксизм сталдогмой и служил основой коммунистического тоталитаризма. 77. Социал-демократизмСоциализм – обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Социалистическая идеология основывается на принципах гуманизма, социальной справедливости, равенства, важной роли общественной собственности, идеях самоуправления и др. Социалистическая идеология в ХХ в. сыграла важную и неоднозначную роль в общественной жизни России, ряда стран Восточной Европы и Азии, являлась в них государственной. Различные социалистические идеи и концепции и сейчас достаточно широко распространены в мире. Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория «научного социализма» (коммунизма) проповедовала, что коммунизм – это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Переход к ней возможен в результате социалистической революции, которая совершается под руководством рабочего класса и его политической партии – коммунистов. После Октябрьской революции 1917 г., имевшей своей целью воплощение идей научного социализма, социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, – коммунистическом и социал-демократическом. Социал-демократическое течение ориентировалось на реформирование капитализма и опиралось на идеи Э. Бернштейна. Именно на эволюционных, реформаторских принципах и стала развиваться международная социал-демократия с конца XIX – начала XX вв. В большинстве программ социал-демократии отсутствуют революционные положения, провозглашается ориентация на социальное государство, или государство благосостояния, допускается общественный контроль в экономике, но отклоняется идея «огосударствления». Претерпев значительную эволюцию, отказавшись от марксизма как единственной идейной основы, социал-демократия выработала современную концепцию демократического социализма. Основные идеи социал-демократии: – социализм может быть осуществлен в длительном процессе реформирования капитализма; – утверждение политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства; – демократизация отношений власти и собственности; – рост уровня и качества жизни наемных работников; – увеличение зависимости аппарата власти от населения; – замещение классовой борьбы социальной солидарностью и т. д.; – политическая реализация принципов социализма может быть результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп. Социал-демократия оказалась более жизнеспособным политическим движением социалистической ориентации, так как свою цель видела не в радикальном переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения большей справедливости в распределении благ. Значительное достижение социал-демократии – социальная политика, практикуемая почти каждым государством: различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным гражданам, государственная помощь здравоохранению, культуре, образованию, науке и т. д. 78. ФашизмФашизм (итал. fascismo, fascio – пучок, связка, объединение) – политическое и идеологическое течение, возникшее в Западной Европе в период кризиса капиталистического (индустриального) общества в 30-е гг. xx в. и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Отрицает как либерально-демократические, так и эгалитарно-социалистические ценности, является одной из разновидностей тоталитаризма. Политические аспекты идеологии фашизма содержатся в работах известных функционеров итальянского и германского фашизма А. Рокко и А. Розенберга, а также руководителей фашистского движения А. Гитлера («meine kampf» – «Моя борьба») в Германии и Б. Муссолини в Италии. Основные идеи фашизма: – необходимость применения крайних форм насилия для подавления инакомыслия и оппозиции; – антикоммунизм; – шовинизм, расизм – теория расового неравенства и превосходства соответствующей расы, антисемитизм; – националистические геополитические концепции; – широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики; – всевластие государственной машины, государственного аппарата («теория тотального государства»); – максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей; способность путем националистической и социальной демагогии политически активизировать население; – вождизм – принцип фюрерства национал-социалистической организации; – захватническая и агрессивная внешняя политика. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Фюрер является одновременно выразителем и олицетворением расового, национального и народного духа. От него исходит сила государства, он наделяет определенными полномочиями нижестоящих вождей. Идеология фашизма отождествляет общество с нацией, а нацию – с государством. Интересы государства неизмеримо выше интересов отдельных индивидов, групп и организаций. Мощь фашистского государства зависит от духовного единства масс, которое следует охранять любыми средствами. Кроме фашистской партии – единственного носителя власти и судеб государства, не имеют права на существование никакие другие партии с их межпартийной борьбой. Любые демократические движения и организации, как и проявление свободомыслия, при фашизме строго запрещались. Чтобы бороться с инакомыслием, в фашистских государствах использовались развитые полицейские силы, специальные военизированные организации, тотальная система слежки и контроля, концентрационные лагеря, в которых были уничтожены многие десятки тысяч демократов, деятелей культуры и противников фашизма, миллионы евреев, славян и просто представителей «неарийского» населения. Вторая мировая война, развязанная фашистскими государствами – Германией, Италией и другими, принесла величайшие бедствия народам мира. В ее ходе погибло более 50 млн человек. Разгром в 1945 г. фашистской Германии и ее союзников силами антигитлеровской и антифашистской коалиции нанес решающий удар по фашизму и содействовал возрождению демократических государств. 79. Система международных отношенийМеждународные отношения – это сфера межгосударственного, межнационального общения. Взаимодействуя, государства и народы формируют разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т. д. В качестве основных субъектов международных отношений и мировой политики выступают прежде всего государства и международные организации. Государства являются наиболее влиятельными и организованными субъектами, сосредоточившими в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Именно через государство народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Цивилизованное общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государство контролирует деятельность иных участников международных связей – его административных единиц (областей, краев, регионов), общественных организаций, фирм, индивидов. Субъекты международных отношений – международные политические или военно-политические, общественные и профессиональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ). Современные тенденции международных отношений: интернационализация – рост контактов между людьми, международных взаимосвязей в сфере экономики, образования, культуры, науки, здравоохранения, защиты прав человека и обеспечения всех аспектов его безопасности; решение глобальных проблем в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на Земле. Это меры по сохранению мира, минимизации военной опасности, сохранению окружающей среды, борьбе с эпидемическими заболеваниями и преступностью; демилитаризация и демократизация – решительный отказ от военно-силовых методов решения проблем; уважение прав всех субъектов международных отношений. Проблемы, стоящие перед международными отношениями на современном этапе1. Международные социально-политические проблемы: предотвращение ядерной войны; урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов; формирование ненасильственного мира на основе упрочения системы всеобщей безопасности, утверждения доверия между народами и др. 2. Международные социально-экономические и экологические проблемы: преодоление нищеты и культурной отсталости; разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; оптимизация демографической ситуации; обеспечение экологической безопасности производства. 3. Соблюдение основных прав и свобод человека: обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования (особенно в слаборазвитых странах); демократизация общественных отношений, развитие и сохранение культуры, преодоление отчуждения человека от природы, общества, политики и международных отношений и др. 80. Внешняя политика государстваГосударство – основной институт политической системы существа, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Внешняя политика – разновидность политики, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность. Концепция внешней политики государства включает следующие принципы: – защита национальных интересов, целей и приоритетов государства; – сохранение и обеспечение экономического, политического и военно-политического суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны; – защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех граждан; – обозначение регионов и стран, на которые распространяются жизненно важные интересы страны; – установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе. Например, в ст. 4 (п. 1–3) Конституции Российской Федерации говорится: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Концепция внешнеполитического развития современной России находится в стадии становления. Основное место в ней занимают следующие положения: – неуклонное поддержание боеспособности России противодействовать любым военным угрозам; – обеспечение благоприятного международного климата для проведения реформ, отвечающих национальным потребностям страны; – утверждение неотъемлемого права Российской Федерации на суверенность своих действий во всех вопросах национальных интересов; – активное и полноправное участие в строительстве современной системы международных отношений; – поддержание равновесия сил в Восточной и Центральной Европе, Восточной Азии и других прилегающих к России регионах; – противодействие попыткам НАТО продвижения к границам РФ; – защита интересов российских граждан и собственности за рубежом; защита интересов русскоязычного населения в ближнем зарубежье; – налаживание взаимовыгодных, эффективных и всесторонних отношений со странами СНГ, поддержание в регионе политической стабильности и климата добрососедства, единого экономического и военно-стратегического пространства; – развитие взаимовыгодных отношений со всеми развитыми странами мира, активное сотрудничество с традиционными партнерами и соседями (Китай, Индия, Иран, Турция и др.), широкое использование своего геополитического статуса тихоокеанской державы. Геополитика (от греч. geos – земля) – политическая концепция, отражающая и анализирующая сложную зависимость и связь внешней политики государства, международных отношений с географическим положением государств и стран – климатом, природными ресурсами, территорией, количеством населения и его составом. Геополитика представляет собой вид внешней политики или сферу (направление) мировой политики, выражающиеся территориальными интересами народов и стран. | http://lib.rus.ec/ |