Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Шпаргалка по политологии. Шапкарина Т.Ю. |
21.12.2011, 23:17 | |
25. Политико-правовая традиция сшаПолитико-правовая традиция США представляет собой совокупность политических взглядов, представлений, идей и концепций американских политических мыслителей и политических деятелей. Особенность американской политической мысли состоит в том, что она сложилась под воздействием взглядов и теорий английских и французских политических мыслителей и политиков XVII—XVIII вв., возникла и развивалась в процессе борьбы американского народа за независимость, создание и упрочение Соединенных Штатов Америки. Американские мыслители были одновременно и просветителями, и выдающимися политиками. Они явились идейными вдохновителями Американской революции 1775–1783 гг. и основателями США. Это авторы конституций отдельных штатов,Декларации независимости 1776 г., Статей конфедерации 1777 г., Конституции США 1787 г. и др. Среди основоположников американской политической мысли и традиции – Бенджамин Франклин (1706–1790), Томас Пейн (1737–1809), Джордж Вашингтон (1732–1790) – первый президент США (1789–1797), Джон Адамс (1735–1826) – второй президент США (1797–1801), Томас Джефферсон (1743–1826) – третий президент США (1801–1808), Джеймс Мэдисон (1751–1836) – четвертый президент США (1809–1817), Александр Гамильтон (1757–1804) и другие американские просветители. Они заложили основы американского конституционализма, политическую доктрину независимости североамериканских колоний, явились теоретиками американского конфедерализма и демократизма, сформулировали видение общественного договора и естественных прав человека, разработали свое понимание политической истории как процесса, в котором народные массы играют важную роль и имеют право на свободу, решительно отказались от институтов рабовладения и работорговли. Эти мыслители и политики последовательно отстаивали принципы народного суверенитета, всеобщего избирательного права, миролюбивой внешней политики, приоритета личности по отношению к государству, верховенство закона, правового государства. Т. Джефферсон создал наиболее значительный документ Войны за независимость – «Декларацию независимости», принятую 4 июля 1776 г. В конце XVIII – начале XIX вв. в американской политической мысли формируются три основных идеологических направления: – радикализм, выражавший интересы неимущих или малоимущих; – либерализм – идеология формирующегося среднего класса, мелкой и средней буржуазии; – консерватизм – идеология крупной буржуазии и помещиков-плантаторов, использовавших труд рабов. Американские политические мыслители своеобразно трактовали многие положения западно-европейской естественно-правовой доктрины применительно к обстановке Войны за независимость и последующего конституционного оформления США: развитие идей народного суверенитета, выведение из права на революцию права на образование независимого государства, республиканское истолкование теории разделения властей. Ими был разработан ряд новых положений теории политики и права: – о характере и преимуществе президентской республики как перед прямой демократией, так и перед монархией; – о роли, месте, обязанностях и правах президента; – о взаимоотношениях между штатами и федеральным центром; – о системе сдержек и противовесов властей; – о правах и обязанностях граждан («Билль о правах») и др. 26. Политический режим: понятие и типологияПолитический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства. Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Типы политических режимов: – демократический – широкие гражданские права и свободы человека; – тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; – авторитарный – непререкаемое подчинение власти. Признаки политического режима: – степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; – соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; – гарантированность прав и свобод личности; – характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; – степень реализации политической власти непосредственно народом; – положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; – место и роль негосударственных структур в политической системе общества; – соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; – характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; – тип политического поведения; – характер политического лидерства; – учет интересов меньшинства при принятии политических решений; – доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти; – степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; – принципы взаимоотношения общества и власти; – политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.); – мера политического плюрализма, в том числе многопартийности; – существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших. Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим». 27. Демократический режимВ зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический. Демократический режим – форма государственного устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки демократического режима: – население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы); – решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; – существование гражданского общества с его развитой структурой; – реальное осуществление правового государства; – выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; – легитимность государственной власти; – «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами; – доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения; – во всех сферах общественной жизни господствует закон; – провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; – в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»; – политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати); – гласность, средства массовой информации свободны от цензуры; – реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии: 1) с высокой степенью независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США); 2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия); 3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический режим является показателем творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения. 28. Исторические формы диктаторского правленияПолитический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. За время своего развития человечество выработало политические режимы, которые можно разделить на демократические и диктаторские. Диктаторские, в свою очередь, делятся на тоталитарные и авторитарные. Диктатура (в переводе с латинского – неограниченная власть) – правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют государственную власть, используя ее без контроля со стороны граждан. Характерные черты диктатуры: – решающая роль исполнительной власти; – зависимость судебной власти; – формальное существование правовых норм, низкая правовая культура; – ограничение гражданских прав; – закулисный процесс принятия решения; – маловластность представительных институтов. Диктаторские формы правления как способ осуществления политической власти известны с давних времен. Древние греки выделяли демократию (власть народа), тиранию (самовластие одного лица), олигархию (власть немногих). Тирания и олигархия в античном обществе возникали, когда один человек или группа лиц хитростью или силой захватывали власть без согласия народа. Чтобы обеспечить себе поддержку народа, многие тираны боролись с аристократией (например, Афин Писистрат (IV в. до н. э.) проводил реформы в пользу землевладельцев и торговцев). Тирании были характерны и для средневековой Италии. Например, в XV в. представитель богатейшего флорентийского рода Лоренцо Медичи имел почти неограниченную власть: прекратил действие всяческих правил и законов, правил при помощи «совета семидесяти», который им же был назначен. В отличие от тирании, деспотия рассматривалась древними как справедливая форма правления, хотя и неподотчетная. Деспотии были распространены в основном на Древнем Востоке – Персидское царство, государства Египта, Двуречья, Индии, Китая. Для восточных деспотий характерно наличие большого количества чиновников, управлявших государством. Религия, суд и управление находились в руках царя. Однако произволу правителя противостоял авторитет жрецов, знати, народного собрания. Существовали законы, религиозно-этические нормы, которых придерживались все независимо от происхождения и социального положения. В Новое время диктатуры приобрели новые характеристики. Появилась форма протектората – неограниченной военной диктатуры. Протекторат Кромвеля в Англии в XVII в. предотвратил гражданскую войну. Права и свободы были ограничены, власть парламента сведена к минимуму. В результате Великой французской революции (1789–1794) во Франции установилась революционная якобинская диктатура. Горячими поборниками равенства были якобинцы во главе с Робеспьером. Придя к власти, они записали в Конституции 1793 г.: «Все люди равны по природе и перед законом». Целью общества объявлялось «oбщее счастье», свобода, равенство и братство. Вместе с тем революционные преобразования вели к усилению классовой борьбы, значительным человеческим жертвам. Якобинская диктатура известна первым применением массового террора, направленного против целых сословий – духовенства и аристократии. 29. Тоталитарный режимТоталитарный режим – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером. Понятие «тоталитаризм» в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного политического режима: 1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; 3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; 4) абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»; 5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа; 6) доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор; 7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; 8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, на практике, как правило, не реализуются; 9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная; 10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм; 11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; 12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества; 13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества; 14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами. Образцами тоталитарных режимов являются нацистский тоталитаризм Гитлера, сталинский режим. Английский писатель и публицист Дж. Оруэлл в романе-антиутопии «1984», написанном в 1949 г., изображает «идеальное» общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский режимы – прототипы этого идеала. 30. Политическая практика тоталитарных режимовПолитический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. Тоталитарный режим – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Для тоталитарных режимов характерны следующие признаки: 1) насильственное политическое господство группы «избранных», возглавляемой лидером; 2) монополизация власти; 3) стремление к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности; 4) отсутствие парламентской демократии, разделения властей, прав и свобод личности; 5) формирование власти через закрытые каналы бюрократическим способом; 6) особого рода идеологии (комплексы идей), обосновывающие право этого режима на существование и являющиеся единственными и общеобязательными; 7) монополия на информацию; 8) применение насилия, террора как средства внутренней политики; 9) милитаризация общества. На основе исторического опыта СССР и нацистской Германии можно представить практическое функционирование этих систем. В основе каждой из них – отрицание первенства прав человека, системы парламентаризма и многопартийности. Коммунистический тоталитаризм представлял собой уникальное явление, так как сочетал в себе коммунистические принципы построения общества, террор, крупнейшие достижения научно-технической мысли и быстрые темпы экономического развития. Наивысшего расцвета советский тоталитаризм достиг во время руководства страной И.В. Сталиным (конец 20-х – начало 50-х гг. xx в.). В стране происходит насильственная коллективизация, сопровождаемая огромными людскими потерями (раскулачивание). Осуществлялись политические репрессии, направленные первоначально на «реакционные классы», а затем и на все общество – «врагов» Сталина и Коммунистической партии. Нацистский тоталитаризм основан А. Гитлером (и другими теоретиками нацизма – Й. Геббельсом, А. Розенбергом и др.). Гитлер видел немцев наследниками арийцев, и необходимо, по его мнению, уничтожить все, что мешает этой идее реализоваться, – евреев, католическую церковь и коммунизм. Власть нужна для создания нового, «третьего Рейха», который воплотит эти идеи. Чтобы достичь этой цели, все германцы должны объединиться и подчиняться воле партии – НСДАП. Нацисты провозглашали принципы фюрерства (его единовластие), строгой партийной и государственной иерархии. Таким образом, при помощи террора против коммунистов, преследования политических противников, игнорирования действия статей конституции, гарантирующих права и свободы человека, Гитлер добился абсолютной власти. 31. Особенности авторитарных режимовАвторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа. В основе данного режима – авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1) централизация власти; 2)безапелляционный командный метод руководства; 3) безусловное повиновение. Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли правящего лица, подавление воли и свободы подчиненных и общества в целом. Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах: Персии, Спарте, Германии, Испании (Франко), Италии (Муссолини), Чили (Пиночет), Филиппины (Маркос), Никарагуа (Сомоса) и т. д. Признаки авторитарного политического режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; 2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); 3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать; 4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; 6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти; 7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»; 8) отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям); 9) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме; 10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются; 11) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере); 12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью; 13) «силовые» структуры обществу практически не подконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях; 14) роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматического толка. 32. Происхождение и сущность государстваГосударство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство возникает на определенном этапе общественного развития и представляет собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Вопрос о происхождении государства является обсуждаемым и поныне, так как этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения. Различные теории высказывают различные причины возникновения государства: теологическая – Божественная сила; договорная – сила разума, сознания; психологическая – факторы психики человека; органическая – биологические факторы; материалистическая – социально-экономические факторы; теория насилия – военно-политические факторы и т. д. Формирование государства – длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями. На Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.) устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства. В Афинах и Риме рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Формирование древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Существует мнение, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупная частная собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю). Подходы к изучению сущности государства: 1) классовый – государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения; 2) общесоциальный – государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе государство понимается как средство для обеспечения общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны. Выделяют также и религиозный, и национальный, и расовый подходы в понимании сущности государства, в рамках которых будут доминировать религиозные, национальные, расовые интересы в политике конкретного государства. | http://lib.rus.ec/ |