Главная » Учебно-методические материалы » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ » Шпаргалка по политологии. Шапкарина Т.Ю.

Вопросы 17-24
21.12.2011, 23:16

17. Типологизация политических систем

Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Категория политической системы выполняет в политологии две функции: с одной стороны, она позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой – представить политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации. Поэтому имеют право на существование различные типы политических систем. Поскольку основания выделения и сопоставления способов организации политической жизни могут быть разные, то различными являются и типологии политических систем.

По характеру исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, характерные для определенных регионов (основанные на традициях, обычаях). По господствующим в политической системе способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют: на командную политическую систему, ориентированную на использование принудительных методов управления; соревновательную политическую систему, где управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил; социопримирительную политическую систему, нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов.

В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.

Для политической системы демократического типа характерны:

– правление большинства;

– свобода критики и оппозиция правительству;

– защита меньшинства, которое со своей стороны лояльно по отношению к политическому сообществу;

– право народа на участие в решении государственных дел;

– уважение и охрана права человека.

Для политической системы авторитарного типа характерны:

– использование властных, радикальных средств решения социальных и политических проблем, использование деятельности репрессивных органов для разрешения конфликтов;

– ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

– централизация управления (сосредоточение власти в едином центре), подавление региональной и личностной автономии;

– концентрация функций управления обществом в одном лице или узкой социальной группе;

– навязывание обществу властными структурами определенной модели поведения.

Для политической системы тоталитарного типа характерны:

– отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

– отсутствие грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

– ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

– повсеместное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

18. Сущностные характеристики политической системы

Политическая система – это комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие «политическая система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Социальная сущность политической системы состоит в том, чьи интересы (каких социальных групп) приоритетно она реализует, какими средствами и методами пользуется при этом. Политическая система является формой выраженияотношений социальных групп по поводу власти. Она характеризует:

– организацию политической власти;

– отношения между обществом и государством;

– протекание политических процессов, включающих институционализацию власти; состояние политической деятельности;

– наличие политического творчества в обществе;

– формы политического участия, политических отношений.

Структура политической системы:

– политические институты (государство, политические партии, общественные организации и др.);

– политические отношения;

– политические принципы и нормы;

– политическое сознание;

– политическая культура.

Главным институтом политической системы является государство, так как организует, направляет и контролирует совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Характерная тенденция современных политических систем – постепенное превращение государства в орган выражения потребностей и интересов всего общества.

Направляющую роль в политической системе современного общества играют политические партии, поскольку являются выразителями интересов и целей различных социальных групп населения, принимают активное участие в функционировании политической власти.

В состав политической системы входят политические отношения, являющиеся разновидностью общественных отношений и выражающие отношения по поводу политической власти. Политические отношения могут быть отношениями сотрудничества, учета баланса интересов, изоляции, нейтрализации, борьбы.

Выделяют три группы политических отношений:

– отношения между крупными социальными слоями, а также нациями и государствами;

– вертикальные отношения, которые складываются в процессе воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы в обществе;

– отношения, которые складываются между политическими организациями и государственными учреждениями.

Существенным элементом политической системы являются политические принципы и нормы, закрепляемые в конституциях, законах и нормативных актах.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура, предопределяющие поведение людей и их организаций, процесс подготовки и принятия политико-управленческих, властных решений.

Механизмы политической системы позволяют разрешать социальные противоречия, достигать консенсуса (согласия) относительно дальнейшего направления общественного развития.

19. Понятие демократии

Демократия в переводе с греческого означает «народовластие». Демократию рассматривают в различных смыслах:

– как политический режим, организацию политической системы;

– как процесс становления демократических структур и отношений.

Демократия как способ организации политической системы и государственной власти.

С этой точки зрения под демократией понимается тип государства, в котором политическая и правовая системы, политический режим построены на принципах народовластия, свободы и равенства.

Построение демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества. История человечества показывает, что демократия рассматривалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод.

Результатом исторического развития демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур (выборы, доверие власти представительному органу и т. д.).

Принципы демократии:

– избрание народом высшего законодательного органа;

– равенство избирательных прав;

– всеобщность избирательного права;

– ограничение прав меньшинства решением большинства;

– непрерывный общественный контроль;

– принцип разделения властей;

– политический плюрализм (многообразие политических идей);

– власть закона;

– сменяемость органов власти; их ответственность перед обществом и т. д.

Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии.

В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым нормам.

Для политической практики демократического общества характерны: мирная передача власти в соответствии с результатами выборов; невмешательство армии в политический процесс; отказ от крайних, насильственных методов; использование установленных законом способов разрешения социальных конфликтов.

Центральный инструмент демократии – свободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами, без этнических, расовых, религиозных, национальных, имущественных и других ограничений.Гарантом демократии служит общественный контроль за ее конкретными проявлениями или срывами.

Среди основных характеристик современной демократии – общественное согласие, традиции законности, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия, отказ от конфронтационного мышления. Важным условием демократии является достижение общественного консенсуса (согласия) – непротиворечивого согласия, единства по ведущим значимым вопросам значительного большинства людей относительно наиболее важных моментов организации и функционирования сообщества. Общественный консенсус предполагает достижение согласия между государством и гражданами, между различными ветвями власти, между центром и местными органами власти, между политическими партиями и движениями.

20. Античная демократия: основные принципы и институты

К середине VIII в. до н. э. в городах-государствах Греции власть царей постепенно уступает место власти аристократии – знатным родам. Вскоре после господства аристократии все более активно выступает демос – средние и мелкие землевладельцы, ремесленники, торговцы. Период гражданских междоусобиц закончился победой демоса. Этому способствовали и реформы VII—VI вв. до н. э., закрепившие успехи демоса в долгой и трудной борьбе с аристократией. На становление афинской демократии оказали определяющее воздействие: кодификация (упорядочение и запись) права; разделение граждан на группы по имущественному признаку; предоставление низшему классу гражданских прав; учреждение народного суда.

Демократические органы государственной власти Афин:

– народное собрание – решало вопросы внутренней и внешней политики, избирало должностных лиц, определяло налоговую политику;

– Совет пятисот – занимался делами текущего характера, подготавливал дела для рассмотрения их в народном собрании;

– народный суд – рассматривал имущественные и прочие тяжбы.

Для античной демократии характерен синтез гражданского общества и государства. Государство представляло собой сообщество граждан, совместно защищавших свои права от угрозы извне, со стороны других государств, и внутри полиса – со стороны тех, кто не пользовался гражданскими правами, – рабов и метеков (переселенцев). Следовательно, античная демократия являлась демократией меньшинства.

Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи того времени не потеряли своей актуальности по сию пору. Великий греческий философ Платон (427–347 гг. до н. э.) в своих произведениях «Государство», «Политик», «Законы» сформулировал представление об идеальном государстве. Власть принадлежит людям способным, социальная иерархия выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости.

Типы государственного устройства по Платону:

– тимократия – власть честолюбцев;

– олигархия – господство немногих над большинством;

– демократия – власть большинства;

– тирания – власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) анализирует проблемы политической жизни в таких трудах, как «Политика», «Этика». Аристотель высказывал основополагающие мысли о социальной природе демократии, которая основана на преобладании большинства, т. е. бедных. Государство, по Аристотелю, – высшее единство общества. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений. Римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон считал наиболее приемлемой форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

21. Политические представления средневекового общества

Система взглядов человека Cредневековья определялась такими понятиями, как вера в Бога, сотворение мира, первородный грех и Страшный суд, загробная жизнь и т. д. Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических (рассматривающих божественное начало).

С таких позиций трактовал их крупнейший католический теолог Августин Аврелий (Блаженный) (353–430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же эта воля не реализуется, то искажается его предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. В своем труде «О граде Божием» он выдвигает принцип безусловного приоритета церковной власти над светской.

Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225–1274). Сущность власти, определяемая Богом, – благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку.

Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.

Теологическая интерпретация политики подвергается реформированию в эпоху Возрождения – знаменательное явление Средневековья. Этот процесс связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469–1527), который создал принцип реалистического, светского видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

По мнению Н. Макиавелли, политика – отражение природы человека. Исследования Н. Макиавелли – «Государь», «Рассуждая о первой декаде Тита Ливия» – построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям – их тогдашним правителям. Автор выстраивает определенную концепцию о природе государства, его сущности, формах государственного устройства и способах осуществления власти. Он подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него – удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение ими – к поражению и неудаче.

22. Политико-правовые воззрения эпохи возрождения

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории европейской культуры XIII—XVI вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех – в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и контрреформации, крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий. Философия Возрождения развивалась в формах эстетической, этической, политической и натурфилософской мысли. Для культурного поворота Европы к Новому времени мысли, опробованные в ходе Возрождения, имели решающее значение.

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469–1527). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства. Применяют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй – диких животных. Для государей приемлемы оба способа. По Макиавелли, политика свободна от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость – вот от чего зависит успех политики. При выборе форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единоначалие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим способом для поддержания государственной власти. Анализируя политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Соотношение борющихся сил в обществе дает конкретные формы государства. Оптимальной считает мыслитель умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти.

Ф. Рабле, Т. Мор, Т. Кампанелла создают яркие утопические мифы о совершенном обществе. Коммунистическая утопия итальянского гуманиста Т. Кампанеллы (1568–1639) «Монархия Мессии» представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества в рамках всемирной теократической монархии.

23. Реформация и политические идеи нового времени

Реформация – широкое общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе XVI в. В основе – борьба против католической церкви. Результатом Реформации стало появление протестантизма и его направлений: лютеранства, кальвинизма, англиканства. Реформация открыла путь новым политическим и правовым идеям и изменила средневековые представления о смысле богатства, экономической активности, труда.

Новое время в Европе (XVII—XVIII вв.) – это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588–1679) в книге «Левиафан» рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию – «война всех против всех», для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.

Противоположная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632–1704), который исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи «общественного договора» – принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По мнению Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает, что правитель – участник общественного договора, принимающий на себя определенные обязательства. Дж. Локк обосновывает идею прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами – на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Значительное влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689–1755). В них получает обоснование теория разделения властей: необходимо обеспечить независимость трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных – необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов-правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, так как порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

24. Политико-правовая традиция арабского востока

В начале VII в. население Аравии переживало смену эпох. Распадались древние государства, перемещались торговые пути, смешивались старые и новые социальные группы. Родоплеменной строй постепенно сменялся феодальным. Традиционные племенные культуры теряли значение под натиском идей монотеистических религий (иудаизма и христианства). В этих исторических условиях складывалась новая мировая религия – ислам. Источниками вероучения ислама являются:

– Коран – запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда (пророка – основателя ислама);

– Сунна – рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда.

Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат).

Мухаммед проповедовал религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали. Коран и Сунна предписывают безусловную покорность властям. У мусульман нет иерархически организованного сословия духовенства, аналогичного католическому или православному, но есть «люди религии». К ним относятся проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права, кади и муфтии, вершившие суд по шариату, служители мечетей, руководители общин, братств. «Люди религии» (мусульманское духовенство) имели громадное влияние на массу верующих, считали своим правом и обязанностью контролировать и направлять политику халифов, султанов, эмиров, других носителей светской власти.

В исламе существует ряд направлений и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание религии. Суннизм – ортодоксальный ислам, сторонники которого признают законность Сунны. Шиизм – течение в исламе, основанное на вере в то, что преемниками Мухаммеда могут стать только его прямые потомки.

Принципы ислама как политической доктрины

1. Теократизм – утверждение превосходства духовной власти над светской.

2. Обоснование необходимости общественного и политического неравенства.

3. Богоустановленность верховной власти правителя.

4. Покорность и смирение.

Соотношение философии, религии и политики в исламе обозначил среднеазиатский политический мыслитель Аль-Фараби (870–950). Широкую известность Фараби принесли его комментарии трудов Аристотеля. Аль-Фараби предполагал, что истина постигается философией посредством «доказательных рассуждений». В трудах Фараби предпринимается попытка изложить проект идеального общества (города-государства).

Своеобразную концепцию развития государства разработал выдающийся арабский историк Ибн-Хальдун (1332–1406). Идеи Ибн-Хальдуна о государстве сложились под влиянием Аристотеля. Ибн-Хальдун различал общество и государство, стремился выявить их соотношение и закономерности развития. В соответствии с его концепцией люди создали общество для совместного добывания средств к жизни, поскольку способность одного человека недостаточна для удовлетворения его потребности в пропитании. Разделение труда – первейший фактор объединения; люди объединяются также для защиты от внешней угрозы.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ