Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ » Шпаргалка по финансовому менеджменту. Лукьянчук У.Р.

Вопросы 79-84
21.12.2011, 18:26

79. ТЕКУЩЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Деление финансового планирования на уровни (подсистемы планирования) неслучайно. Деление вопросов управления на стратегические и тактические позволяет заметно повысить эффективность управления:

– грамотнее расставить персонал;

– определить специфику работы персонала;

– разработать свои ориентиры для контроля и т. п. Такое же деление полезно и в финансовом планировании. Понятно, что никакая стратегия не будет эффективна, если на предприятии отсутствует механизм ее реализации. Предприятие может затратить много времени и ресурсов на разработку стратегии, однако недооценка вопросов ее реализации и контроля существенно снизит ее пользу для предприятия.

Текущее финансовое планирование рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Система текущего финансового планирования имеет своей целью обеспечить реализацию финансовой стратегии. По сути, финансовые планы текущего периода строятся на основе принятой финансовой стратегии и финансовой политики. Результат текущего финансового планирования – конкретные виды текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала предприятия на конец планового периода.

Многие отечественные предприятия в части финансового планирования разрабатывают текущие финансовые планы. На тех предприятиях, где этого не делается, основными препятствиями считаются:

– неразвитость финансового прогнозирования;

– неразвитость информационного обеспечения;

– неразвитость программно-технического обеспечения;

– недостаточный уровень квалификации финансовых менеджеров;

– нежелание руководства вообще заниматься планированием и т. д.

Горизонтом текущих планов обычно является год или полгода.

В процессе текущего финансового планирования должны разрабатываться три финансовых плана: движения денежных средств; отчета о прибылях и убытках; бухгалтерского баланса.

План прибылей и убытков показывает обобщенные результаты текущей (хозяйственной) деятельности. С его помощью можно анализировать соотношение доходов с расходами с целью выявления резервов увеличения собственного капитала предприятия.

План движения денежных средств предназначен для определения источников финансирования. Он считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита средств в плановом периоде.

План бухгалтерского баланса отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий.

С развитием бюджетирования названия данных документов претерпели некоторые изменения. Так, в рамках бюджетирования эти планы называются: бюджет движения денежных средств; бюджет доходов и расходов; бюджет по балансовому листу. Для составления этих документов используется следующая информация:

– финансовая стратегия фирмы;

– результаты финансового анализа за предшествующий период;

– планируемые объемы производства и реализации продукции;

– система разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

– действующая система налогообложения.

80. СИСТЕМА БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Переход отечественных предприятий к новым условиям хозяйствования сопровождался изменением подходов к управлению. Зарубежные предприятия уже давно используют такие технологии, как стратегический менеджмент, маркетинг, бюджетирование, процессный подход и т. д. Эффективность данных технологий доказана. Однако активное их использование в России сопряжено с рядом трудностей:

– низкой квалификацией управленцев;

– нежеланием руководства;

– отсутствием финансовых возможностей для овладения данными технологиями управления и т. д. Одна из популярных технологий управления – бюджетирование. Несмотря на широкую популярность, его теоретические вопросы толкуются учеными с разных точек зрения. Общепринята следующая точка зрения: бюджетирование – производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов.

Бюджетирование следует отличать от финансового планирования. Во-первых, бюджетирование – это одновременно планирование, учет, анализ, мотивация и контроль, а финансовое планирование затрагивает только этап планирования. Во-вторых, в процессе бюджетирования осуществляется планирование всехсфер деятельности предприятия: сбыта, производства, закупки, финансов и т. д. В процессе финансового планирования затрагиваются только вопросы финансовой системы предприятия.

Результат бюджетирования на предприятии – разработка системы бюджетов, которые могут составляться как в натуральном, так и стоимостном выражении. Бюджеты предприятия могут пониматься как экономические прогнозы, основа для контроля, средство координации, основа для постановки задачи, средство делегирования полномочий.

В системе бюджетирования разрабатывается множество видов и форм бюджетов. Отдельные бюджеты характеризуют промежуточные операции (закупки сырья и материалов, бюджет производства и т. п.), могут нести информацию только о расходах или доходах (бюджеты продаж). Укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы предприятия.

Единых требований к системе бюджетирования нет. Государство никак не регламентирует эту систему на предприятии. Каждое предприятие само определяет параметры системы бюджетирования:

– состав бюджетов;

– горизонты планирования;

– состав плановых показателей и т. д. Внедрение системы бюджетирования означает для предприятия, как правило, серьезные структурные изменения в экономический и финансовой работе. В результате управленческие процессы становятся более понятными и прозрачными, выявляются неэффективные структурные подразделения, усиливается мотивация работников предприятия, обеспечивается привязка стратегических вопросов к тактическим.

Трудности внедрения бюджетирования на отечественных предприятиях обычно связаны с тем, что это требует:

– коренной перестройки всех бизнес-процессов предприятия;

– внедрения дорогостоящих средств автоматизации бюджетирования;

– повышения квалификации финансовых и всех управленческих работников;

– дополнительных затрат на оплату услуг консультантов;

– разработки нормативной базы;

– повышения исполнительской дисциплины внутренних правовых документов и т. д.

81. КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА

Планирование неразрывно связано с контролем. Более того, контроль исполнения плана часто рассматривается как заключительный этап процесса планирования. Это связано с тем, что разработанный план сам по себе не дает ощутимого эффекта. Он выступает инструментом управления. Однако управлять им можно только тогда, когда на предприятии созданы механизмы контроля исполнения планов. Для каждого плана должны быть созданы механизмы контроля.

Под контролем вообще понимают процесс отслеживания фактического выполнения планов или определение того, насколько действия соответствуют плану.

Цель контроля – обеспечить выполнение плановых заданий. Контроль исполнения финансовых планов следует отличать от понятия финансового контроля, поскольку последний гораздо шире и ориентирован не только на выполнение плана.

Система контроля исполнения финансового плана должна включать следующие элементы:

– объекты контроля – бюджеты центров финансовой ответственности;

– предметы контроля – отдельные характеристики состояния бюджетов (например, соблюдение лимитов затрат);

– субъекты контроля – центры финансовой ответственности, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов;

– технологию контроля – осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений между фактическими и запланированными показателями бюджетов.

Контроль исполнения финансовых планов на предприятии должен осуществляться последовательно:

– определение круга лиц, контролирующих исполнение различных статей бюджета; обычно в состав исполнителей контроля планов входят финансовый директор или вице-президент по финансам, главный бухгалтер организации;

– определение перечня контрольных показателей для анализа(исполнения бюджета)и приоритетов контроля (точности, скорости);

– сбор информации о производственно-финансовой деятельности организации и составление отчетов;

– сравнение плановых и фактических показателей и определение отклонений;

– анализ отклонений и выявление их причин;

– принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении контроля за его исполнением. Контроль позволяет судить об эффективности системы финансового планирования. Неэффективной считается система краткосрочного финансового планирования, в которой наблюдается регулярное отклонение фактических результатов от запланированных, превышающее 20–30 %. Это говорит о серьезных проблемах в управлении. Вообще любой план или бюджет – основа для принятия оперативных управленческих решений. Поэтому невыполнение бюджета приводит к срыву всех планов коммерческой организации. Контроль исполнения планов важен еще и потому, что он может влиять на «авторитет» планирования на предприятии.

Планы должны быть полезны для управления. Только в этом случае руководство предприятия не будет жалеть средств на финансовое планирование. Повысить результативность финансового планирования может как раз контроль его исполнения. Он может сделать из финансового планирования эффективный инструмент управления, позволяющий решать все возникающие в управлении задачи с наибольшей эффективностью.

82. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Налоговая система – совокупность существующих в конкретный момент времени налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т. д.) и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Налоговая система не всегда может быть эффективной.

Для хозяйствующих субъектов налоговая система – один из факторов внешней среды. Ее влияние на деятельность предприятия состоит в том, что налоговые обязательства влекут сокращение прибыли предприятия и рост некоторых его расходов. В результате эффективность хозяйственной деятельности существенно снижается.

Налог – обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически законныхдействий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Неоднозначность налогового законодательства, возможность получения льгот, противоречия в налоговом законодательстве, а также неоправданное налоговое бремя приводят хозяйствующие субъекты к необходимости формирования самостоятельной функции внутрифирменного менеджмента, содержание которой – взаимоотношения предприятий и организаций с государством.

Налоговый менеджмент как самостоятельная система управления предприятием имеет свои объект, предмет и инструменты.

Предмет налогового менеджмента – налоговая политика, которая определяет уровень налогообложения, и ее практическая реализация.

Объект – хозяйствующие субъекты, т. е. налогоплательщики.

Информационная база налогового менеджмента формируется в рамках финансового, налогового и управленческого учета.

Система налогового менеджмента включает такие составные элементы, как:

– налоговое планирование, включая международное;

– экспертизу налоговых схем;

– налоговый консалтинг;

– налоговое право, включая защиту интересов в налоговых органах и арбитражном суде.

В процессе осуществления налогового менеджмента используются стратегические и оперативные инструменты. К первым относятся:

– оценка государственной налоговой политики и прогноз на этой основе возможного развития событий;

– разработка учетной политики с учетом действующего законодательства, внутрифирменного стратегического менеджмента и налоговых последствий ее реализации;

– учет налоговых обязательств при разработке контрактных схем и многовариантность схем управления финансовыми и информационными потоками;

– прогноз эффективности оптимизирующих мероприятий. Ко вторым относятся:

– еженедельный мониторинг нормативных актов и комментариев специалистов;

– регулярный налоговый анализ и оценка эффективности налогового менеджмента и т. д.

83. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Налоговое бремя оказывает прямое воздействие на экономическую эффективность хозяйственной деятельности. Иногда его называют налоговой нагрузкой предприятия. В целях снижения последней предприятиям необходимо постоянно ее отслеживать, выявлять динамику изменения, влияние на конечные результаты деятельности и т. д.

Несмотря на высокую актуальность оценки налогового бремени, отсутствует общепринятая методика его оценки. В специальной литературе встречаются разные подходы к оценке налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Причинами такой ситуации являются проблемы, которые возникают перед оценщиками: сложность определения состава налогов, включаемого в расчет налоговой нагрузки; сложность определения интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов.

На сегодняшний день известны следующие методики оценки налогового бремени.

1. Департаментом налоговой политики Министерства финансов РФ разработана методика, в соответствии с которой тяжесть налогового бремени оценивается отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах). Этот показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации.

2. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого она уплачивается, имеет свой критерий тяжести налогового бремени. Налоговое бремя рассчитывается по формулам

(В – Ср – Пф)/(В – Ср) ? 100 % или (В – Ср – Пф)/Пф ? 100 %, где В – выручка от реализации (себестоимость + + прибыль); С р – затраты на производство реализованной продукции без учета налогов; Пф – фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счет нее.

Данные показатели показывают, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

3. Налог сравнивается с источником уплаты. Этот показатель позволяет «усреднить» оценку налоговой нагрузки для различных типов производства, т. е. обеспечивает сопоставимость налогового бремени для различных экономических структур. За базу берется добавленная стоимость и определяется ее часть, которая идет на покрытие налоговых обязательств.

4. В рамках данного подхода различаются абсолютная и относительная налоговая нагрузка.

Абсолютная налоговая нагрузка – налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды, т. е. абсолютная величина налоговых обязательств хозяйствующих субъектов.

Относительная налоговая нагрузка – отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, т. е. доля налогов и страховых взносов, включая недоимку во вновь созданной стоимости.

Основным источником уплаты налоговых платежей также признается добавленная стоимость. При этом под последней понимается стоимость товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления, т. е. за вычетом потребления ради последующего производства.

Вновь созданную стоимость рассчитывают по следующим формулам:

ВСС = В – МЗ – А + ВД – ВР или ВСС = ОТ + СО + П + НП, где ВСС – вновь созданная стоимость; В – выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; МЗ – материальные затраты; А – амортизация; BД – внереализационные доходы; ВР – внереализационные расходы (без учета налоговых платежей); ОТ – оплата труда; СО – отчисления на социальные нужды; П – прибыль предприятия; НП – налоговые платежи.

84. НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Налоговая система не всегда эффективна. Она может не способствовать развитию хозяйствующих субъектов. В таких случаях последние вынуждены искать пути снижения налогового бремени. Работу в данном направлении принято называть налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация – уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Необходимо отметить, что налоговая оптимизация охватывает способы только легального снижения налогового бремени. Кроме того, в отношении налогового бремени необходимо говорить именно об оптимизации, а не о минимизации(минимизации налоговых обязательств), поскольку последняя может привести к дополнительным расходам (штрафам, пеням).

При налоговой оптимизации налогоплательщик применяет разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, фактически не нарушает законодательство. Поэтому такие действия плательщика не образуют состав налогового преступления или правонарушения, а значит, не влекут неблагоприятных последствий для него.

Выполнение принципов налоговой оптимизации позволяет повысить ее эффективность. Известны следующие принципы налоговой оптимизации:

1) разумности, который означает, что «все хорошо, что в меру» (использование грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие – государство таких действий не прощает; на практике схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей);

2) национальногозаконодательства, который предполагает недопустимость при построении метода налоговой оптимизации ориентации на зарубежный опыт в данной сфере;

3) комплексного расчета экономии и потерь, согласно которому при создании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом;

4) политичности, который означает, что при выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо принимать во внимание ряд «политических» аспектов:

– состояние бюджета территории;

– роль, которую играет предприятие в его пополнении и т. п.;

5) документальногозакрепления(практика показывает, что небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, может привести к применению более обременительного для предприятия механизма налогообложения);

6) неповторимости: в процессе налогового планирования, при планировании метода налоговой оптимизации, ключевой момент которого – несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций; существенно повышает риск усиленного налогового контроля неоднократное проведение однотипных операций, результатом которого выступает налоговая экономия;

7) конфиденциальности: при применении методов налоговой оптимизации необходимо соблюдать требования конфиденциальности.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ