Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Особенности переходной экономики России

Рыночные преобразования в России
17.12.2011, 22:16

Механизм российских реформ

В марте 1985 г. М.С. Горбачев был избран Генеральным сек­ретарем ЦК КПСС, а месяцем позже он объявил о курсе на пе­рестройку. В октябре 1991 г. на пятом съезде народных депута­тов президент РФ Б. Ельцин объявил о проведении радикальных экономических реформ.

Либерализация экономики.

В январе 1992 г. был сделан пер­вый шаг на пути к рыночной экономике: цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Кон­троль над 80 % оптовых и 90 % розничных цен был единовре­менно отменен 2 января 1992 г. Сохранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3—5 раз. В марте были отпущены цены практически на все потребительские товары. В России в 1992 г. рост цен по сравне­нию с 1991 г. составил 2508 %'. К концу 1992 г. цены выросли примерно в 100—150 раз при росте средней заработной платы в 10—15 раз.

В середине 80-х гг. в момент распада СССР его доля в миро­вом промышленном производстве составляла около 20 %, а в мировой торговле — лишь около 1 %. В эпоху плановой эконо­мики внешнеэкономическая деятельность была исключительно монополией государства. В ноябре 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешне­экономической деятельности на территории РСФСР». С 1 июля 1992 г. был введен единый рыночный курс рубля, определяемый по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. Правительство отказалось от механизма множественно­сти курса рубля, т. е. применения специальных курсов рубля при покупке государством части экспортной выручки в твердой ва­люте у экспортеров, при выделении валютных ресурсов бюджетным организациям и пр. С сентября 1993 г. на основе свободного рыночного валютного курса в России начался переход к конвертируемости рубля. Кроме того, монополия государства на ведение внешнеторговых операций была ликвидирована, и всем хозяйственным субъектам было предоставлено право выхода на мировой рынок.

Разгосударствление.

Первым нормативным актом, знаменую­щим начало преобразований собственности стал закон «Об ин­дивидуальной трудовой деятельности», который легализовал мелкий частный бизнес и аренду на основе семейного подряда. В мае 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР». Термин «приватизация» появился в лексиконе российских реформато­ров только в 1990 г. В декабре 1990 г. в РФ был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответ­ствии с которым в России разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности. Только 29 де­кабря 1991 г. были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в которых определялась процедура приватизации и даже общие суммы доходов от нее в государст­венный бюджет.

Приватизация в России проходила в три этапа:

• ваучерная приватизация (1992—1994 гг.). На данном этапе была создана законодательная база приватизации, которая закрепляла права акционеров, коллективных и индивиду­альных собственников. В августе 1992 г. был издан указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Все граждане России имели право на получение одного ваучера стоимостью 10 тыс. руб., которая определялась как стопятидесятимиллионная (1/150 млн) доля всего государственного имущества РФ. Вы­дача ваучеров производилась с октября 1992 г. до конца ян­варя 1993 г. Граждане России получили 146 064 млн вауче­ров . Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу, вкладывать в ценные бумаги. Население получило ваучеры и возможность при­обретения на них акций предприятий. Ваучерный этап приватизации завершился к 8 июля 1994 г . На эту дату в России было приватизировано 75,4 % предприятий тор­говли, 66,3 % общепита, 76,4 % обслуживания населения. В итоге этого этапа приватизации 2/3 ВВП страны стало производиться в негосударственном секторе;

• денежная приватизация (1995—1997 гг.). Второй этап при­ватизации начался с момента вступления в силу Указа Пре­зидента РФ, утвердившего «Основные положения государ­ственной программы приватизации государственных и му­ниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» (22 июля 1994 г.). Этот этап приватизации, характеризовался переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги преимущественно на инвестицион­ных торгах. Для 1995—1997 гг. стало также характерным использование различных нестандартных методов привати­зации: залоговые аукционы, передача федеральных акций регионам в качестве покрытия федерального долга, конвер­тация долгов в ценные бумаги и др. В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 г. осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на са­мостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до начала прива­тизации;

• приватизация по индивидуальным проектам (1997 г.). Спе­цифическая черта третьего этапа приватизации — отказ от фискальной направленности (пополнения бюджета) прива­тизации. Он осуществляется по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление приватизирован­ными предприятиями.

Общая оценка проведенной в России приватизации собст­венности имеет негативный характер: в реальности произошло перераспределение накопленной столетиями собственности в пользу относительно небольшой группы граждан за счет ущем­ления интересов основной части населения. Приватизация в России носила в основном номенклатурный характер с широким участием представителей теневой экономики. По информации Левада-Центра, оценки населением ваучерной приватизации в основном резко негативны. Лишь 10 % полагают, что «это был шаг к тому, чтобы люди стали собственниками», а 3 % — что это была попытка «оказать людям материальную поддержку». Боль­шинство (61 %) видят в этой акции «показуху, которая ничего не изменила», 13 % — средство для обогащения чиновников. При этом только 5 % опрошенных считают, что их семья выиграла от приватизации госсобственности, 68 % — что они скорее проиг­рали от этого. Поэтому всего 12 % готовы поддержать закрепление собственности за ее нынешними владельцами, а 72 % скло­няются к тому, чтобы вскрыть беззакония, связанные с привати­зацией.

Необходимо отметить, что на протяжении всех рассмотрен­ных периодов в России проходила и малая приватизация, т. е. Продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг и обще­ственного питания. Наряду с этим осуществлялась и приватиза­ция жилья, начавшаяся еще в 1989 г. Наиболее сложной оказа­лась приватизация земли. В 1990 г. был принят Закон о фермер­ском хозяйстве и Закон о земельной реформе, в соответствии с которыми крестьяне могли выходить со своей долей обществен­ной земли из колхозов и совхозов. В 1991 г. было принято поста­новление о реорганизации колхозов и совхозов в любую форму ассоциаций; В дальнейшем реформы на селе шли по пути создания семейных ферм, частных хозяйств, дальнейшего развития личных подсобных хозяйств.

Макроэкономическая   стабилизация.

Макроэкономическая стабилизация была достигнута в России в три этапа. Первый этап был реализован в 1992 г. и не дал ощутимых результатов. Именно на этом этапе правительство России прибегло к мето­дам «шоковой терапии»: в первые пять месяцев проводилась же­сткая финансовая и денежно-кредитная политика. Всплеск ин­фляции, резкое падение уровня жизни населения, значительный дефицит государственного бюджета явились итогом реформ 1992 г. Второй этап макроэкономической стабилизации был реа­лизован в 1993—1994 гг. Здесь было принято решение о переходе к политике последовательного ограничения денежной массы. Этот курс выдерживался на протяжении всего 1993 г. и был уже­сточен в 1994—1995 гг. На фоне значительного спада промыш­ленного производства (в мае 1994 г. отмечалась его рекордная величина — почти 30 %) он характеризовался некоторым сниже­нием темпов инфляции (потребительские цены в 1993 г. вырос­ли примерно в 9 раз). Третий этап макроэкономической стаби­лизации пришелся на 1995—1997 гг. Здесь удалось сократить темпы инфляции до двухзначных показателей. В 1995 г. потре­бительские цены выросли примерно в 2 раза. В 1996 г. россий­ская инфляция вошла в относительно «нормальные» рамки и со­ставила 22 % в год.

Российская экономика, как и большинство переходных эко­номических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономический кризис в России принял беспрецедентные для условий мирного развития масштабы.

Падение производства за 1990—1998 гг. (кроме сельского хо­зяйства) произошло более чем вдвое, а капитального строительст­ва — более чем втрое. Трансформационный кризис качественно изменил наше положение в мире, отбросив российскую экономи­ку далеко назад. В результате десятилетнего кризиса экономика России опустилась по объему ВВП с 5-го места (которое занимал в 1991 г. СССР) на 10-е место (в 2001 г.).

Экономические потери страны от шокотерапевтических ре­форм весьма значительны. Однако потери в социальной сфере еще более ощутимы. Падение производства нанесло тяжелейший удар по качеству жизни населения. Такое положение в социаль­ной сфере объясняется тем, что на начальной стадии экономи­ческих преобразований в стране основной задачей государства была макроэкономическая стабилизация экономики.

Можно сказать, что в 1992—1994 гг. в стране были проведены основные, наиболее болезненные преобразования. При этом не­обходимо отметить, что никому и никогда в истории человечества не приходилось тотально перестраивать огосударствленную эко­номику такого масштаба. Результатом преобразований россий­ской экономики стало создание основ рыночной экономики: функционируют субъекты рыночных отношений, государство создало инструменты экономического воздействия на националь­ное хозяйство. В стране сложилась двухуровневая банковская система, возникли элементы рынка ценных бумаг, определенное развитие получили финансовая инфраструктура и страховая ин­дустрия. Реформаторам удалось снизить инфляцию, провести ли­берализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности.

Осуществление рыночных преобразований и завершение трансформационного этапа ставят перед Россией вопрос о суще­стве и характере ее дальнейшего развития. Экономические итоги последних лет (замедление инфляции, устойчивая тенденция к сокращению внешней задолженности, экономический рост) дают повод к оптимизму. Успехи России в деле реформирования экономики начинают получать признание в мире. Растет авторитет нашей страны на мировой арене. По данным компании Global В Market Insite, национальный бренд «Россия» стоит 663 млрд долл. Наша страна расположилась на 13-й позиции в списке из 35 стран, заняв место между Китаем (712 млрд долл.) и Швейца­рией (558 млрд долл.). Первое место у бренда «Соединенные Штаты Америки», который оценивается в 17,9 трлн. долл.

Совокупные спросы и совокупное предложение в переходной экономике

Во всех случаях когда совокупный спрос и сово­купное предложение «подчиняются» закономерностям рыночно­го механизма (существующего или нарождающегося), модель со­вокупного спроса и совокупного предложения может быть ис­пользована для интерпретации и иллюстрации ситуации.

Если оценивать российский опыт, то с позиций рассмотрен­ного теоретического подхода к изучению макроэкономического равновесия можно утверждать: форсированная либерализация хозяйственной деятельности в начале 1990-х гг. и дальнейшие экономические преобразования отразилась на состоянии и сово­купного спроса и совокупного предложения.

1. Либерализация цен, повлекшая ликвидацию дефицита на потребительском рынке, привела к перераспределению денеж­ных средств населения в пользу текущего потребления за счет ранее накопленных сбережений. Это увеличило совокупный спрос и сопровождалось ростом цен в экономике (инфляция спроса).

2. Структурная перестройка экономики в процессе либеральных экономических преобразований повлияла на состояние сово­купного предложения. Не весь доперестроечный производствен­ный потенциал мог быть использован после либерализации эко­номики, что было обусловлено структурными диспропорциями в экономике бывшего СССР. Причинами отрицательной динамики совокупного предложения стали также и разрыв ряда производст­венных связей, и частичное свертывание торговых отношений с бывшими союзными республиками и партнерами по СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). В переходный период экономи­ка России не избежала утраты части производственного потен­циала вследствие долговременности и устойчивости тенденции падения производства. Перечисленные факторы привели к сокра­щению совокупного предложения, снижению объемов нацио­нального производства, росту цен (инфляция предложения), т. е. к стагфляции.

3. Длительное депрессивное состояние экономики имело следствием сокращение реальных доходов российского населе­ния, сократило инвестиционную активность и снизило совокуп­ный спрос, что усиливало спад в экономике.

Рассматривая переходную экономику нужно обращать вни­мание не только на особенности совокупного спроса и совокуп­ного предложения в переходных экономиках, но и на характер макроэкономического равновесия, точнее макроэкономического неравновесия, свойственного переходным экономическим систе­мам. Макроэкономическое неравновесие — отклонение от устой­чивого состояния экономической системы — может иметь место в любой экономике. Рыночной экономике свойственно совпаде­ние (равенство) совокупного спроса и совокупного предложения. По мнению многих экономистов, типичное состояние плановой экономики — несовпадение совокупного спроса и совокупного предложения, что проявляется в устойчивом общем хроническом дефиците.

Российская переходная экономика, переходные экономики бывших социалистических стран представляют собой переход от командно-административного способа хозяйствования к рыноч­ной системе, и само исходное состояние переходного процесса, по меркам рыночной экономики, есть состояние макроэкономи­ческого неравновесия. Макроэкономическое неравновесие как наследие плановой системы представляет собой первую особен­ность переходного процесса. Вторая его особенность в том, что макроэкономическое неравновесие здесь закономерно и пред­ставляет собой не временное, а постоянное явление. Поясним. Для рыночной системы макроэкономическое неравновесие — явление временное, поскольку на основе рыночных механизмов такие экономические системы постоянно возвращаются в устойчивое, т. е. равновесное состояние, состояние стабильности. Для переходных экономик это состояние стабильности означает воз­вращение к исходному, т. с. закрепление диспропорционально­сти плановой экономики. Поэтому процесс перехода к рынку — есть неустойчивое состояние, переход к будущему устойчивому состоянию, но устойчивому состоянию нового качества, прису­щего рыночным способам хозяйствования.

Россия: монополизм особого рода и особенности антимонопольной политики

В наследство от плановой экономики России досталось ог­ромное количество абсолютных монополий и олигополии. Экономика бывшего СССР представляла собой единый народ­нохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие было частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение конкретной потребности населения всей страны обычно обеспечивалось двумя-тремя предприятиями, ориенти­рованными на производство определенного товара. В качестве основных причин такой концентрации производства можно упомянуть следующие основные обстоятельства — стремление реализовать положительный эффект масштаба производства, удобство централизованного управления ограниченным числом крупных предприятий.

И здесь ясно отслеживаются различия в природе и характере монополизма в плановой экономике и экономике рыночной. Социалистический монополизм имел в своей основе сознатель­ное создание одного или нескольких производителей того или иного товара. В странах с рыночной экономикой монополизация в основном происходила на основе объединения или за счет по­глощения ранее независимых (конкурирующих) фирм. Кроме того, у советского предприятия-монополиста отсутствовали ка­кие-либо возможности осуществить монополистические зло­употребления, поскольку и уровень цен на продукцию, и объемы ее выпуска определялись государством плановыми методами. То есть советские монополии не получали сверхприбыли, не было у них возможности завысить цену на свою продукцию или сокра­тить объемы производства.

Российская экономика сегодня по-прежнему остается одной из самых монополизированных в мире. Начало рыночных пре­образований привело к усилению монополистических тенден­ций. К уже существовавшим монополистам прибавились новые, в частности предприятия, которые не были монополистами в рамках СССР, но после его распада превратившиеся в таковых за счет меньшей территории. Изменились и условия хозяйство­вания — либерализация экономики, проявившаяся для монопо­листов, в первую очередь, в свободе ценообразования и выборе объема производства, обеспечила возможность получения сверх­прибылей. Достижение этой цели реализовывалось за счет зани­жения объемов производства, завышения цен. Иными словами, российская экономика столкнулась со стандартными негативны­ми последствиями монополизации. Здесь стоит упомянуть и ма­лономенклатурный характер производимой монополиями про­дукции, что также являлось пережитком социалистического про­шлого. Как следствие — отсутствие потребительского выбора и развитие инфляционных процессов.

Можно выделить три основных направления снижения сте­пени монополизации российской экономики.

1. Прямая демонополизация путем разукрупнения (вариант достаточно распространенный в развитых странах). Однако воз­можности прямого разукрупнения крупных производителей-мо­нополистов в России ограничены. И здесь опять уместно упомя­нуть о природе большинства отечественных монополий. Ведь большая часть этих- предприятий изначально создавалась как единые технологические комплексы, которые невозможно разде­лить на отдельные части без полного разрушения.

2. Создание конкурентной среды в монополизированной от­расли за счет иностранной конкуренции. Злоупотребления со стороны отечественных монополистов становятся невозможны­ми, когда на отраслевом рынке, где господствовала монополия, появляются иностранные товары, превосходящие монопольный продукт по качеству и более дешевые по цене. Иностранная кон­куренция очень действенное средство борьбы с монополизмом, но как показывает российская практика, в ряде случаев отечест­венные предприятия, даже обладающие монопольной властью, не выдерживали иностранной конкуренции, что привело к лик­видации многих из них (например, производство отечественных телевизоров, бытовой техники и т. п.).

3. Самый предпочтительный вариант — создание новых пред­приятий, способных конкурировать с существующими предпри­ятиями-монополистами. Данный путь не требует ликвидации уже действующего в отрасли производителя-монополиста. С другой стороны, создание новых предприятий требует дополнитель­ных инвестиционных вложений Л а значит, и государственной поддержки инвестиционной активности.

Перечисленные меры направлены на содействие создания конкурентной среды на российском рынке. И здесь стоит ска­зать еще о диверсификации производства, т. е. о расширении ассортимента и номенклатуры выпускаемой монополистами продукции. Это обеспечивает расширение потребительского выбора и сокращает возможности монополистических злоупот­реблений.

В России главным органом, реализующим антимонополь­ную политику, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее права и полномочия достаточно широки. Деятель­ность ФАС регламентируют 49 правовых актов. Наиболее важ­ными из них являются законы, определяющие функции государ­ства в сфере защиты конкуренции, в сфере рекламы и естествен­ных монополий В качестве основных законов, регулирующих деятельность монополий, можно упомянуть закон «О конкурен­ции и об ограничении монополистической деятельности на то­варных рынках», закон «О естественных монополиях», в содер­жание которых правительство регулярно вносит поправки, реа­гируя на текущие изменения ситуации в экономике.

Что касается регулирования деятельности предприятий-монополистов в России, то с самого начала экономических преобразований в стране особое внимание уделялось регулиро­ванию монопольных цен. Государство контролирует цены на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, комму­нальные услуги и т. п., т. е. на продукцию естественных моно­полий. На начальных этапах реформы контролировались цены не только на продукцию естественных монополий, но и на то­вары, производимые искусственными монополиями. К послед­ним относились предприятия, контролирующие более 35 % рынка.

Сейчас российские антимонопольные законы пресекают возникновение и формирование новых монополий, т. е. в рамках антимонопольного регулирования осуществляется контроль за слияниями крупных предприятий, недопущение разнообразных вариантов сговора между фирмами в отрасли. Значительное вни­мание уделяется вопросам и проблемам ограничения конкурен­ции на местном уровне, поскольку очень часто региональные власти пытаются оказать поддержку местным предприятиям. Это создает местным производителям возможности монополизации местных рынков.

http://modern-econ.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ