Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Особенности переходной экономики России |
17.12.2011, 22:16 | |
Механизм российских реформВ марте 1985 г. М.С. Горбачев был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС, а месяцем позже он объявил о курсе на перестройку. В октябре 1991 г. на пятом съезде народных депутатов президент РФ Б. Ельцин объявил о проведении радикальных экономических реформ. Либерализация экономики.В январе 1992 г. был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике: цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Контроль над 80 % оптовых и 90 % розничных цен был единовременно отменен 2 января 1992 г. Сохранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3—5 раз. В марте были отпущены цены практически на все потребительские товары. В России в 1992 г. рост цен по сравнению с 1991 г. составил 2508 %'. К концу 1992 г. цены выросли примерно в 100—150 раз при росте средней заработной платы в 10—15 раз. В середине 80-х гг. в момент распада СССР его доля в мировом промышленном производстве составляла около 20 %, а в мировой торговле — лишь около 1 %. В эпоху плановой экономики внешнеэкономическая деятельность была исключительно монополией государства. В ноябре 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С 1 июля 1992 г. был введен единый рыночный курс рубля, определяемый по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. Правительство отказалось от механизма множественности курса рубля, т. е. применения специальных курсов рубля при покупке государством части экспортной выручки в твердой валюте у экспортеров, при выделении валютных ресурсов бюджетным организациям и пр. С сентября 1993 г. на основе свободного рыночного валютного курса в России начался переход к конвертируемости рубля. Кроме того, монополия государства на ведение внешнеторговых операций была ликвидирована, и всем хозяйственным субъектам было предоставлено право выхода на мировой рынок. Разгосударствление.Первым нормативным актом, знаменующим начало преобразований собственности стал закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который легализовал мелкий частный бизнес и аренду на основе семейного подряда. В мае 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР». Термин «приватизация» появился в лексиконе российских реформаторов только в 1990 г. В декабре 1990 г. в РФ был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответствии с которым в России разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности. Только 29 декабря 1991 г. были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в которых определялась процедура приватизации и даже общие суммы доходов от нее в государственный бюджет. Приватизация в России проходила в три этапа: • ваучерная приватизация (1992—1994 гг.). На данном этапе была создана законодательная база приватизации, которая закрепляла права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников. В августе 1992 г. был издан указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Все граждане России имели право на получение одного ваучера стоимостью 10 тыс. руб., которая определялась как стопятидесятимиллионная (1/150 млн) доля всего государственного имущества РФ. Выдача ваучеров производилась с октября 1992 г. до конца января 1993 г. Граждане России получили 146 064 млн ваучеров . Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу, вкладывать в ценные бумаги. Население получило ваучеры и возможность приобретения на них акций предприятий. Ваучерный этап приватизации завершился к 8 июля 1994 г . На эту дату в России было приватизировано 75,4 % предприятий торговли, 66,3 % общепита, 76,4 % обслуживания населения. В итоге этого этапа приватизации 2/3 ВВП страны стало производиться в негосударственном секторе; • денежная приватизация (1995—1997 гг.). Второй этап приватизации начался с момента вступления в силу Указа Президента РФ, утвердившего «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» (22 июля 1994 г.). Этот этап приватизации, характеризовался переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги преимущественно на инвестиционных торгах. Для 1995—1997 гг. стало также характерным использование различных нестандартных методов приватизации: залоговые аукционы, передача федеральных акций регионам в качестве покрытия федерального долга, конвертация долгов в ценные бумаги и др. В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 г. осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до начала приватизации; • приватизация по индивидуальным проектам (1997 г.). Специфическая черта третьего этапа приватизации — отказ от фискальной направленности (пополнения бюджета) приватизации. Он осуществляется по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление приватизированными предприятиями. Общая оценка проведенной в России приватизации собственности имеет негативный характер: в реальности произошло перераспределение накопленной столетиями собственности в пользу относительно небольшой группы граждан за счет ущемления интересов основной части населения. Приватизация в России носила в основном номенклатурный характер с широким участием представителей теневой экономики. По информации Левада-Центра, оценки населением ваучерной приватизации в основном резко негативны. Лишь 10 % полагают, что «это был шаг к тому, чтобы люди стали собственниками», а 3 % — что это была попытка «оказать людям материальную поддержку». Большинство (61 %) видят в этой акции «показуху, которая ничего не изменила», 13 % — средство для обогащения чиновников. При этом только 5 % опрошенных считают, что их семья выиграла от приватизации госсобственности, 68 % — что они скорее проиграли от этого. Поэтому всего 12 % готовы поддержать закрепление собственности за ее нынешними владельцами, а 72 % склоняются к тому, чтобы вскрыть беззакония, связанные с приватизацией. Необходимо отметить, что на протяжении всех рассмотренных периодов в России проходила и малая приватизация, т. е. Продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг и общественного питания. Наряду с этим осуществлялась и приватизация жилья, начавшаяся еще в 1989 г. Наиболее сложной оказалась приватизация земли. В 1990 г. был принят Закон о фермерском хозяйстве и Закон о земельной реформе, в соответствии с которыми крестьяне могли выходить со своей долей общественной земли из колхозов и совхозов. В 1991 г. было принято постановление о реорганизации колхозов и совхозов в любую форму ассоциаций; В дальнейшем реформы на селе шли по пути создания семейных ферм, частных хозяйств, дальнейшего развития личных подсобных хозяйств. Макроэкономическая стабилизация.Макроэкономическая стабилизация была достигнута в России в три этапа. Первый этап был реализован в 1992 г. и не дал ощутимых результатов. Именно на этом этапе правительство России прибегло к методам «шоковой терапии»: в первые пять месяцев проводилась жесткая финансовая и денежно-кредитная политика. Всплеск инфляции, резкое падение уровня жизни населения, значительный дефицит государственного бюджета явились итогом реформ 1992 г. Второй этап макроэкономической стабилизации был реализован в 1993—1994 гг. Здесь было принято решение о переходе к политике последовательного ограничения денежной массы. Этот курс выдерживался на протяжении всего 1993 г. и был ужесточен в 1994—1995 гг. На фоне значительного спада промышленного производства (в мае 1994 г. отмечалась его рекордная величина — почти 30 %) он характеризовался некоторым снижением темпов инфляции (потребительские цены в 1993 г. выросли примерно в 9 раз). Третий этап макроэкономической стабилизации пришелся на 1995—1997 гг. Здесь удалось сократить темпы инфляции до двухзначных показателей. В 1995 г. потребительские цены выросли примерно в 2 раза. В 1996 г. российская инфляция вошла в относительно «нормальные» рамки и составила 22 % в год. Российская экономика, как и большинство переходных экономических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономический кризис в России принял беспрецедентные для условий мирного развития масштабы. Падение производства за 1990—1998 гг. (кроме сельского хозяйства) произошло более чем вдвое, а капитального строительства — более чем втрое. Трансформационный кризис качественно изменил наше положение в мире, отбросив российскую экономику далеко назад. В результате десятилетнего кризиса экономика России опустилась по объему ВВП с 5-го места (которое занимал в 1991 г. СССР) на 10-е место (в 2001 г.). Экономические потери страны от шокотерапевтических реформ весьма значительны. Однако потери в социальной сфере еще более ощутимы. Падение производства нанесло тяжелейший удар по качеству жизни населения. Такое положение в социальной сфере объясняется тем, что на начальной стадии экономических преобразований в стране основной задачей государства была макроэкономическая стабилизация экономики. Можно сказать, что в 1992—1994 гг. в стране были проведены основные, наиболее болезненные преобразования. При этом необходимо отметить, что никому и никогда в истории человечества не приходилось тотально перестраивать огосударствленную экономику такого масштаба. Результатом преобразований российской экономики стало создание основ рыночной экономики: функционируют субъекты рыночных отношений, государство создало инструменты экономического воздействия на национальное хозяйство. В стране сложилась двухуровневая банковская система, возникли элементы рынка ценных бумаг, определенное развитие получили финансовая инфраструктура и страховая индустрия. Реформаторам удалось снизить инфляцию, провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности. Осуществление рыночных преобразований и завершение трансформационного этапа ставят перед Россией вопрос о существе и характере ее дальнейшего развития. Экономические итоги последних лет (замедление инфляции, устойчивая тенденция к сокращению внешней задолженности, экономический рост) дают повод к оптимизму. Успехи России в деле реформирования экономики начинают получать признание в мире. Растет авторитет нашей страны на мировой арене. По данным компании Global В Market Insite, национальный бренд «Россия» стоит 663 млрд долл. Наша страна расположилась на 13-й позиции в списке из 35 стран, заняв место между Китаем (712 млрд долл.) и Швейцарией (558 млрд долл.). Первое место у бренда «Соединенные Штаты Америки», который оценивается в 17,9 трлн. долл. Совокупные спросы и совокупное предложение в переходной экономикеВо всех случаях когда совокупный спрос и совокупное предложение «подчиняются» закономерностям рыночного механизма (существующего или нарождающегося), модель совокупного спроса и совокупного предложения может быть использована для интерпретации и иллюстрации ситуации. Если оценивать российский опыт, то с позиций рассмотренного теоретического подхода к изучению макроэкономического равновесия можно утверждать: форсированная либерализация хозяйственной деятельности в начале 1990-х гг. и дальнейшие экономические преобразования отразилась на состоянии и совокупного спроса и совокупного предложения. 1. Либерализация цен, повлекшая ликвидацию дефицита на потребительском рынке, привела к перераспределению денежных средств населения в пользу текущего потребления за счет ранее накопленных сбережений. Это увеличило совокупный спрос и сопровождалось ростом цен в экономике (инфляция спроса). 2. Структурная перестройка экономики в процессе либеральных экономических преобразований повлияла на состояние совокупного предложения. Не весь доперестроечный производственный потенциал мог быть использован после либерализации экономики, что было обусловлено структурными диспропорциями в экономике бывшего СССР. Причинами отрицательной динамики совокупного предложения стали также и разрыв ряда производственных связей, и частичное свертывание торговых отношений с бывшими союзными республиками и партнерами по СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). В переходный период экономика России не избежала утраты части производственного потенциала вследствие долговременности и устойчивости тенденции падения производства. Перечисленные факторы привели к сокращению совокупного предложения, снижению объемов национального производства, росту цен (инфляция предложения), т. е. к стагфляции. 3. Длительное депрессивное состояние экономики имело следствием сокращение реальных доходов российского населения, сократило инвестиционную активность и снизило совокупный спрос, что усиливало спад в экономике. Рассматривая переходную экономику нужно обращать внимание не только на особенности совокупного спроса и совокупного предложения в переходных экономиках, но и на характер макроэкономического равновесия, точнее макроэкономического неравновесия, свойственного переходным экономическим системам. Макроэкономическое неравновесие — отклонение от устойчивого состояния экономической системы — может иметь место в любой экономике. Рыночной экономике свойственно совпадение (равенство) совокупного спроса и совокупного предложения. По мнению многих экономистов, типичное состояние плановой экономики — несовпадение совокупного спроса и совокупного предложения, что проявляется в устойчивом общем хроническом дефиците. Российская переходная экономика, переходные экономики бывших социалистических стран представляют собой переход от командно-административного способа хозяйствования к рыночной системе, и само исходное состояние переходного процесса, по меркам рыночной экономики, есть состояние макроэкономического неравновесия. Макроэкономическое неравновесие как наследие плановой системы представляет собой первую особенность переходного процесса. Вторая его особенность в том, что макроэкономическое неравновесие здесь закономерно и представляет собой не временное, а постоянное явление. Поясним. Для рыночной системы макроэкономическое неравновесие — явление временное, поскольку на основе рыночных механизмов такие экономические системы постоянно возвращаются в устойчивое, т. е. равновесное состояние, состояние стабильности. Для переходных экономик это состояние стабильности означает возвращение к исходному, т. с. закрепление диспропорциональности плановой экономики. Поэтому процесс перехода к рынку — есть неустойчивое состояние, переход к будущему устойчивому состоянию, но устойчивому состоянию нового качества, присущего рыночным способам хозяйствования. Россия: монополизм особого рода и особенности антимонопольной политикиВ наследство от плановой экономики России досталось огромное количество абсолютных монополий и олигополии. Экономика бывшего СССР представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие было частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение конкретной потребности населения всей страны обычно обеспечивалось двумя-тремя предприятиями, ориентированными на производство определенного товара. В качестве основных причин такой концентрации производства можно упомянуть следующие основные обстоятельства — стремление реализовать положительный эффект масштаба производства, удобство централизованного управления ограниченным числом крупных предприятий. И здесь ясно отслеживаются различия в природе и характере монополизма в плановой экономике и экономике рыночной. Социалистический монополизм имел в своей основе сознательное создание одного или нескольких производителей того или иного товара. В странах с рыночной экономикой монополизация в основном происходила на основе объединения или за счет поглощения ранее независимых (конкурирующих) фирм. Кроме того, у советского предприятия-монополиста отсутствовали какие-либо возможности осуществить монополистические злоупотребления, поскольку и уровень цен на продукцию, и объемы ее выпуска определялись государством плановыми методами. То есть советские монополии не получали сверхприбыли, не было у них возможности завысить цену на свою продукцию или сократить объемы производства. Российская экономика сегодня по-прежнему остается одной из самых монополизированных в мире. Начало рыночных преобразований привело к усилению монополистических тенденций. К уже существовавшим монополистам прибавились новые, в частности предприятия, которые не были монополистами в рамках СССР, но после его распада превратившиеся в таковых за счет меньшей территории. Изменились и условия хозяйствования — либерализация экономики, проявившаяся для монополистов, в первую очередь, в свободе ценообразования и выборе объема производства, обеспечила возможность получения сверхприбылей. Достижение этой цели реализовывалось за счет занижения объемов производства, завышения цен. Иными словами, российская экономика столкнулась со стандартными негативными последствиями монополизации. Здесь стоит упомянуть и малономенклатурный характер производимой монополиями продукции, что также являлось пережитком социалистического прошлого. Как следствие — отсутствие потребительского выбора и развитие инфляционных процессов. Можно выделить три основных направления снижения степени монополизации российской экономики. 1. Прямая демонополизация путем разукрупнения (вариант достаточно распространенный в развитых странах). Однако возможности прямого разукрупнения крупных производителей-монополистов в России ограничены. И здесь опять уместно упомянуть о природе большинства отечественных монополий. Ведь большая часть этих- предприятий изначально создавалась как единые технологические комплексы, которые невозможно разделить на отдельные части без полного разрушения. 2. Создание конкурентной среды в монополизированной отрасли за счет иностранной конкуренции. Злоупотребления со стороны отечественных монополистов становятся невозможными, когда на отраслевом рынке, где господствовала монополия, появляются иностранные товары, превосходящие монопольный продукт по качеству и более дешевые по цене. Иностранная конкуренция очень действенное средство борьбы с монополизмом, но как показывает российская практика, в ряде случаев отечественные предприятия, даже обладающие монопольной властью, не выдерживали иностранной конкуренции, что привело к ликвидации многих из них (например, производство отечественных телевизоров, бытовой техники и т. п.). 3. Самый предпочтительный вариант — создание новых предприятий, способных конкурировать с существующими предприятиями-монополистами. Данный путь не требует ликвидации уже действующего в отрасли производителя-монополиста. С другой стороны, создание новых предприятий требует дополнительных инвестиционных вложений Л а значит, и государственной поддержки инвестиционной активности. Перечисленные меры направлены на содействие создания конкурентной среды на российском рынке. И здесь стоит сказать еще о диверсификации производства, т. е. о расширении ассортимента и номенклатуры выпускаемой монополистами продукции. Это обеспечивает расширение потребительского выбора и сокращает возможности монополистических злоупотреблений. В России главным органом, реализующим антимонопольную политику, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее права и полномочия достаточно широки. Деятельность ФАС регламентируют 49 правовых актов. Наиболее важными из них являются законы, определяющие функции государства в сфере защиты конкуренции, в сфере рекламы и естественных монополий В качестве основных законов, регулирующих деятельность монополий, можно упомянуть закон «О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», закон «О естественных монополиях», в содержание которых правительство регулярно вносит поправки, реагируя на текущие изменения ситуации в экономике. Что касается регулирования деятельности предприятий-монополистов в России, то с самого начала экономических преобразований в стране особое внимание уделялось регулированию монопольных цен. Государство контролирует цены на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, коммунальные услуги и т. п., т. е. на продукцию естественных монополий. На начальных этапах реформы контролировались цены не только на продукцию естественных монополий, но и на товары, производимые искусственными монополиями. К последним относились предприятия, контролирующие более 35 % рынка. Сейчас российские антимонопольные законы пресекают возникновение и формирование новых монополий, т. е. в рамках антимонопольного регулирования осуществляется контроль за слияниями крупных предприятий, недопущение разнообразных вариантов сговора между фирмами в отрасли. Значительное внимание уделяется вопросам и проблемам ограничения конкуренции на местном уровне, поскольку очень часто региональные власти пытаются оказать поддержку местным предприятиям. Это создает местным производителям возможности монополизации местных рынков. | http://modern-econ.ru |