Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Особенности переходной экономики России |
17.12.2011, 22:19 | |
Источники денежных доходовОсновными возможными видами доходов в СССР были заработная плата и премии, общественные фонды потребления, доходы от трудовой деятельности вне общественно организованного производства (например, от личного подсобного хозяйства). Распределение по количеству и качеству труда — главная форма распределения в социалистическом обществе. По данным табл. 20.2 можно сделать вывод о ведущей роли распределения по труду в формировании доходов населения вплоть до 1991 г. Заработной плате принадлежало 70—80 % совокупных денежных доходов, т. е. большая часть необходимого продукта распределялась в соответствии с количеством и качеством трудового вклада работников. Социальные трансферты составляли 7—10 % совокупных денежных доходов. Доход от личного подсобного хозяйства (ЛПХ) был весьма незначителен и составлял 0,3—4 %. Оставшаяся часть приходилась на доходы от других источников (6-9 %). Структура денежных доходов населения РФ в 1955—1990 гг. (в % от совокупного дохода, принятого за 100 %) Каждый экономический строй порождает свою форму распределения доходов. В российской экономике совокупные доходы населения формируются за счет следующих источников. Во-первых, большая часть совокупного дохода населения формируется за счет заработной платы. Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд, часть стоимости созданной и реализованной продукции (услуг), поступающей работникам предприятий и учреждений. Она должна обеспечивать оптимальное жизненное функционирование и развитие работников. Во-вторых, доходы работников формируются за счет индивидуальной трудовой деятельности и за счет труда в личном подсобном хозяйстве. В-третьих, источником доходов населения являются трансфертные платежи, выплачиваемые за счет различных социальных фондов. С помощью последних государство влияет на структуру доходов и потребления населения. Основная задача социальных фондов — создание достаточно равных, с точки зрения общества, условий удовлетворения определенного круга потребностей всех членов общества. Распределение через социальные фонды характеризуется целевой направленностью поступающих населению средств. Государство определяет круг потребностей, удовлетворение которых нуждается в его вмешательстве. Основным критерием выполнения социальными фондами своего основного назначения служит реальная возможность для представителя любой социальной группы получить образование, иметь доступ ко всем культурным ценностям, развивать свои способности и занять определенное положение в обществе. Социальные фонды поступают населению в двух формах: доходы в форме денежных и натуральных выплат и безденежные доходы в форме совместного потребления. Доходы в форме денежных и натуральных индивидуальных выплат служат для удовлетворения индивидуальных потребностей и являются дополнительными доходами, повышающими уровень жизни отдельных членов общества. Эти дополнительные доходы включают: стипендии, пенсии, пособия, оплату путевок в санатории и дома отдыха, оплату лечебного питания и очередных отпусков. Безденежные доходы в форме совместного потребления служат для обеспечения совместного общественного потребления и также являются дополнительным доходом, повышающим уровень жизни. Эти доходы складываются из расходов на содержание детских учреждений, учреждений образования, на профессиональное обучение, содержание учреждений культуры и здравоохранения, расходов на социальное обеспечение. В-четвертых, часть совокупного дохода образуется за счет поступлений от накопленной ранее стоимости в виде дивидендов от акций, дохода от других видов ценных бумаг и процентов по вкладам. По сравнению с дореформенным периодом ситуация с доходами населения в России изменилась коренным образом. Это изменение связано со значительным увеличением доли доходов от собственности при адекватном Снижении доли доходов в виде оплаты труда (см. табл). Такое распределение доходов вряд ли можно назвать справедливым, поскольку за последние годы такой фактор, как труд значительно обесценился. Снижение доли заработной платы до 60 % совокупного дохода населения — негативная тенденция, которая не приближает, а отдаляет нас от рыночной экономики. В экономически развитых странах доля оплаты труда, как правило, не опускается ниже 65—70 %. Размеры заработной платы позволяют основным категориям населения в достаточной мере удовлетворять свои потребности. Соответственно задействован и механизм трудовой мотивации. Структура денежных доходов населения РФ в 1992—2007 гг. (в % от совокупного дохода принятого за 100 %) По мнению большинства специалистов, в России происходит обесценение труда. Низкий уровень оплаты труда является одним из основных факторов маргинализации общества и экономики. Заработная плата, если брать ее средний уровень, перестала выполнять свои основные функции — воспроизводственную, стимулирующую и распределительную. Среднемесячная номинальная заработная плата в России меньше, чем во многих странах мира: в 2004 г. она составляла 234 долл., в 2005 г. — 303 долл., в 2006 — 395 долл. Для сравнения: в Германии — 4080 долл., Канаде — 3080 долл., США и Италии — 2950 долл., во Франции — 2590 долл., Великобритании — 2480 долл., Японии — 2210 долл., Корее — 1300 долл., Мексике — 810 долл., Чили — 774 долл., Турции — 486 долл. На сегодняшний день уровень заработной платы в России примерно в 2,5 раза ниже, чем в Польше, и в 22 раза ниже, чем в Германии. По уровню заработной платы работников Россия занимает 40-е место в Европе, опережая лишь другие страны СНГ, Албанию, Болгарию и Сербию. Если ранее происходил фактически прямой контроль государства над доходами населения (особенно четко это проявлялось при прямом воздействии государства на оплату труда), то сегодня наблюдается либерализация большей части доходов. Государственное регулирование заработной платы сегодня определяется лишь поддержанием минимально допустимого уровня оплаты труда. Косвенные же методы регулирования государством доходов населения находятся еще в стадии формирования (обоснованное налогообложение, социальное страхование и т. д.). Неравенство в распределении доходовСущественной характеристикой проведения принципа последовательного сближения уровней реальных доходов в СССР являлось уменьшение их дифференциации как между различными социальными группами, гак и внутри них. Советское государство централизованно устанавливало минимальные ставки и оклады, повышало заработную плату низкооплачиваемых категорий работников. В бывшем СССР дифференциация доходов населения была совсем незначительной. В период господства командно-административной системы в нашей стране социальная дифференциация общества незначительно зависела от уровня номинальных доходов населения. Реальная дифференциация определялась такими факторами, как неравный доступ к товароматериальным благам и духовным ценностям, существование ведомственных учреждений здравоохранения и детских дошкольных учреждений и др. С момента начала экономических преобразований в стране размер личных (семейных) доходов населения становится наиболее существенным фактором социальной дифференциации. С началом экономических реформ резко сузилась сфера централизованного регулирования доходов населения. Все в большей степени доходы населения конкретного региона стали зависеть от деятельности государственных и частных предприятий, работающих на данной территории, а также от политики, проводимой местными властями в области цен, доходов и занятости. Либерализация цен 1991—1992 гг. сопровождалась высокими темпами инфляции, многократным ростом номинальных доходов населения и повышением их дифференциации. Если на заре реформ в 1991 г. коэффициент фондов составлял 4,5 раза; а в 1994 г. уже 15 раз, то в конце 1990-х гг. отмечается некоторое выравнивание доходов и значение коэффициента составляет в среднем 13,5 раза. Начиная с 2000 г. данный процесс притормозился, а в последние два года даже пошел вспять. В 2007 г. значение коэффициента фондов достигло рекордной величины — 16,6 раза. Формирование рыночных отношений не может не приводить к усилению дифференциации доходов, однако степень социальной дифференциации российского общества сегодня слишком велика. Степень дифференциации доходов россиян существенно различается по регионам страны. Так, по данным Росстата, 10 % самых богатых москвичей получают в 50,7 раза больше, чем 10 % самых бедных. По экспертным оценкам ряда экономистов, величина доходов представителей десятого дециля равна совокупному доходу 90 % населения, а доля доходов 1—1,3 % самых богатых россиян составляет 52—70 % ВВП. По данным аналитического центра ИСПИ РАН, 23 гражданина России владеют средствами, равными бюджету страны. В табл. 20.7 приведены данные о распределении общего объема денежных доходов россиян. Распределение общего объема денежных доходов населения, в % Из приведенных в таблицы данных следует, что очевидным и главным результатом проводимых реформ являлось увеличение коэффициента фондов, что говорит о динамичном процессе перераспределения материальных благ между различными группами населения. На основании данных таблицы можно построить кривые Лоренца, наглядно демонстрирующие тенденции распределительных отношений в современном российском обществе. Однако при оценке степени дифференциации населения по уровню доходов и имущественного расслоения необходимо учитывать тот факт, что статистика доходов различных групп населения оставляет желать лучшего. По общему мнению экспертов, нет достоверных данных о реальных доходах наиболее богатых и наименее бедных доходных групп. В первую очередь это касается высокодоходных групп населения, скрывающих нелегальные и полулегальные доходы, избегающих уплаты налогов. Предприниматели стремятся занижать уровень своих доходов. Это объясняется рядом причин. Во-первых, большинство деловых людей занимаются теневым бизнесом. С учетом теневых доходов богатой прослойки общества дифференциация россиян по их уровню еще значительнее. Во-вторых, немалая часть предпринимательских доходов размещается в западных банках. В-третьих, предприниматели опасаются рэкета. Статистика не может учесть размеры утаиваемых доходов и то, как они распределяются между членами общества. Часть лиц, относящиеся к низкодоходным группам, имеет, как правило, дополнительные не регистрируемые заработки. По данным социальных обследований, дополнительную работу имеет около 20 % россиян, но лишь 6 % прирабатывают постоянно. Уровень дополнительных заработков в целом невысок, и для основной массы населения дополнительные заработки принципиально не меняют картину распределения доходов. За относительно короткий исторический период Россия по показателям социально-экономической дифференциации оказалась на одном из первых мест среди индустриальных стран. По степени дифференциации доходов Россия примыкает к группе развивающихся государств, о чем свидетельствует значение коэффициента Джини. Например, значение коэффициента Джини в США составляет — 0,408 (1997 г.), Великобритании - 0,361 (1991 г.), Швеции - 0,250 (1992 г.), Японии - 0,249 (1993 г.), Зимбабве — 0,568 (1991 г.), Мексике — 0,537 (1995 г.), Чили - 0,565 (1994 г.). В ходе экономических реформ шел процесс размывания среднего класса в основном за счет перехода в низкодоходные группы населения. Усиление дифференциации во многом объясняется отсутствием эффективного механизма перераспределения доходов. Данные о значительном расслоении общества по уровню достатка говорят об опасных тенденциях, которые могут подорвать политическую устойчивость в стране, необходимую для продолжения процесса экономических реформ. Столь значительное расслоение по уровню доходов вызывает в обществе социальное напряжение. По мнению такого авторитетного исследователя доходов населения, как Н. М. Римашевская, группировка населения по доходам на конец 90-х гг. представляла следующую картину. Распределение населения России по доходам Верхний слой составляют государственные чиновники, представители крупного и крупнейшего капитала, собственники и менеджеры финансово-промышленных групп, банков, бирж, представители бывшей номенклатуры, лица, сотрудничающие или принадлежащие к криминальному миру, высококвалифицированные специалисты. Среди богатых людей руководителями первого уровня являются более 70 %. Во всем населении страны доля этого слоя составляет около 5 %. В состав среднего слоя входят мелкие и средние предприниматели, среднее звено бюрократии, а также квалифицированные и адаптированные к рынку специалисты, высшие и средние офицеры. Во всем населении страны доля этого слоя составляет около 11%. Это около 10 млн человек со средним ежегодным доходом от 3600 до 36 000 долларов. По стандартам потребления средний класс России можно разделить на две группы. В первую входит незначительная часть общества (около 1 %). Стандарты потребления этой группы населения со- ответствуют западным потребительским стандартам среднего класса. Вторая группа россиян, представляющих средний класс, более многочисленна. Это еще 10 % населения. Месячный доход представителей этой группы среднего класса определяется приблизительно от 300 долларов в месяц. По меркам развитых стран, представителей этой группы отнести к среднему классу можно с натяжкой. Базовый слой общества представляют адаптированные к новым условиям рабочие, служащие, крестьяне, массовая интеллигенция. Этот наиболее массовый слой объединяет более 50 % россиян. В структуре западных обществ подобное место занимает средний класс. Однако в российском обществе этот слой по большинству признаков не соответствует среднему классу. Низший слой общества почти наполовину состоит из наименее квалифицированных рабочих и служащих. К этому слою относятся хронически безработные, большинство пенсионеров и инвалидов. Во всем населении страны доля этого слоя составляет около 30 %. Андекласс в своем большинстве образуют участники криминального мира (воры, бандиты, рэкетиры), люмпены (бродяги, нищие, бомжи, беспризорные дети). По разным оценкам, в эту группу входит от 5 % до 8 % населения. Проблема бедности в РоссииВ общемировой практике проблема бедности известна очень давно. Она присуща любому обществу независимо от общественного устройства. В постсоциалистических странах, в том числе и в России, официально она признана сравнительно недавно — в 80-е гг. По определению бедности, принятому Европейским сообществом в 1984 г., «бедными будут считаться те лица, семьи и группы людей, чьи ресурсы (материальные, культурные и социальные) ограничены так, что исключают для них минимально приемлемый образ жизни в пределах государства проживания». В России, как и в большинстве стран мира, уровень бедности определяется на базе бюджета прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума, рекомендуемый как основа социальных гарантий трудоспособному населению, представляет собой набор товаров и услуг, удовлетворяющих самые насущные текущие потребности работника на уровне таких нормативов, ниже которых нарушается физическая активность и здоровье. Впервые он был рассчитан в 1992 г. и отличался большой скудостью, прежде всего в составе продовольственной корзины. Хотя суточная калорийность питания соответствовала существующим стандартам, но достигалось это в основном за счет углеводов (хлеба, картофеля, круп и т. д.). В Методических рекомендациях Минтруда РФ от 10.11.92 г. продуктовый набор должен обеспечивать энергетическую ценность 2358—2720 К кал. В соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» продуктовый набор был несколько улучшен и должен был обеспечивать энергетическую ценность 2360—2730 Ккал. Новый Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по РФ» был принят 10 марта 2006 г. Предусматриваемая в Законе калорийность суточного рациона составляет 2100—2700 Ккал в среднем на человека, в то время как в промышленно развитых странах этот показатель равен 3300—3700 Ккал (Германия, США, Франция). И по-прежнему, бюджет прожиточного минимума отличается крайней скудостью. Например, в Законе заложено потребление мяса на одного человека в год 31,5—37,2 кг, тогда как норма Института питания — 78—80 кг. По группе непродовольственных товаров параметры потребления не изменились. Например, норма минимального потребления «верхней пальтовой группы» на женщину трудоспособного возраста составляет три предмета: зимнее пальто на восемь лет, демисезонное пальто и плащ на семь лет. Предельно-критическое значение доли населения, живущего на пороге бедности составляет 8 %. Превышение этого показателя ведет к люмпенизации населения. Динамика численности населения с доходами ниже прожиточного минимума представлена в таблице. По данным августовского опроса 2003 г. фонда «Общественное мнение», в России менее 1 тыс. руб. в месяц на человека зарабатывают 27 % населения, а от 1 до 2 тыс. руб. — 38 %. Если учесть, что прожиточный минимум на тот момент составлял 2137 руб., то получается, что за чертой бедности жили 65% россиян. Сейчас менее 1,5 тыс. руб. зарабатывают 3,2% россиян, т. е. их доходы меньше стоимости минимального продуктового набора. Выборочные обследования семейных рационов питания свидетельствуют, что в пищевом рационе 15 % семей полностью отсутствует мясо, 26 % — рыба, 35 % — молоко и молочные продукты и 56 % — сыр. Динамика численности населения с доходами ниже прожиточного минимума По стандартам Западной Европы критерием бедности считается доход, составляющий 2/3среднедушевого в стране. Например, французский минимум для определения малоимущих на 2006 г. определяется цифрой в 650 евро. По российским меркам бедными считается около 20 % населения. По европейским меркам более 60 % россиян являются бедными. Для сравнения, бедные в Японии составляют 4 % населения, в Германии — 9,1 %, в США -11,7 %. Еще одним критерием бедности является структура потребления семей, например доля затрат на еду. Доля продуктов питания в структуре расходов населения служит своего рода индикатором распространенности бедности. Треть расходов на питание тратят крайне бедные семьи, а если на питание расходуется 50 %, то это свидетельствует о крайней нищете. Данная закономерность была выведена в конце XIX в. бельгийским ученым Э. Энгелем (так называемый закон Энгеля). К примеру, в странах с развитой экономикой в расходах преобладают налоги, оплата жилья, возврат процентов за кредиты и страховые взносы, а покупка товаров и оплата всевозможных услуг составляет 1/3 расходов при относительно небольшой доле затрат на продовольствие (около 15 %). По оценкам, 60 % россиян тратят на питание более 50 % денежных доходов. По данным Росстата, в 2006 г. один россиянин тратил на приобретение продовольственных товаров более 42,7 % своего заработка. С точки зрения развитых государств, это очень много. Для сравнения: население Японии расходует на питание в среднем 15,5 %, Германии — 12,4 %, Швеции — 11,8 %, США — 8,7 %. Необходимо отметить, что в бывшем СССР доля расходов на питание составляла в 70-х гг. 35-40 %, в 80-х гг. - 25-30 %. Социальная политика в РоссииОсновополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции. Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федерации. В статье 7, пункт 1 отмечается: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В пункте 2 говорится: «В Российской Феде- рации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В статье 37, пункте 3 Конституции РФ отмечается: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В статье 39, пункте 1 говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом». В статье 41, пункте 1 записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Правом законодательной инициативы в области социальной защиты обладает Правительство России, которым разрабатывается и вносится на утверждение Парламента соответствующие законопроекты. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в данной области. Иными словами, система социальной защиты населения реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Социальная защита населения России осуществляется по двум направлениям: защита нетрудоспособных граждан и экономически активной части населения. Для поддержания благосостояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых категорий населения используется система гарантированных преимуществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Тем, кто еще или уже нетрудоспособен, предоставляются социальные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или других социальных выплат. Социальная защита экономически активной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосостояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициативы, а также обязательного и добровольного страхования от различных видов социального риска. Решающее значение для реализации системы социальной защиты имеет формирование и использование государственных минимальных социальных стандартов, включающих наиболее важные социальные нормы и нормативы. Система государственных минимальных социальных стандартов охватывает трудовые отношения и оплату труда (минимальный размер оплаты труда и пр.); условия и охрану труда (нормальная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочей недели и пр.); сферу занятости (пособие по безработице, размер стипендии на период профессиональной подготовки и пр.); пенсионное и другие виды социального обеспечения (минимальный размер пенсии, трудовые пенсии и пр.), систему государственного социального страхования (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по уходу за больным ребенком и пр.); пособия семьям с детьми и другим категориям населения (пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие матерям и пр.); стипендии; компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию вследствие радиационной катастрофы; социальные гарантии в области здравоохранения, образования и культуры; другие социальные пособия и выплаты. В конце 1991 г. перед российским правительством, приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема определения места социальной политики в экономической стратегии. Основной целью реформ изначально была необходимость повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. Развитие социальной сферы даже не называлось в качестве явной цели реформ, несмотря на многочисленные декларации о «социально ориентированной экономике» и «социальном государстве». В качестве мотивов, позволивших отложить решение социальных проблем можно назвать слабое имущественное и доходное расслоение общества (разд. 20.2), означающее более или менее равномерное распределение тяжести реформ; наличие у населения некоторых финансовых и материальных ресурсов; «запас прочности» отраслей социальной сферы. Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики. После 15 лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблеме Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Проводимая сегодня государством социальная политика противоречит не только Конституции РФ, но и ряду международных актов, определяющих положение населения в стране. Речь идет о том, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения; соотношение средней пенсии и средней оплаты труда не должно быть ниже 40 %; базовый стандарт современного государства должен обеспечивать основные компоненты условий жизни (питание, одежду, жилище, минимальные услуги образования и здравоохранения). Минимальная заработная плата (MPОТ) — установленный законодательно минимальный уровень зарплаты работников за выполнение минимальной нормы труда. Минимальная заработная плата устанавливается в виде минимальной тарифной ставки и должностного оклада и является обязательной для всех предприятий, независимо от их форм собственности. Минимальную заработную плату в нашей стране начали устанавливать в стране с 1975 г. в соответствии с решениями XXIY съезда КПСС. Согласно ст. 133 Трудового Кодекса минимальная заработная плата с учетом других выплат должна соответствовать прожиточному минимуму. Рассмотрим соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума. По данным Минтруда России, в 1990 г. прожиточный минимум составлял примерно 60 руб., а минимальная заработная плата — 90 руб. Следовательно, минимальная заработная плата превышала прожиточный минимум на 15 %. Из приведенных данных следует, что минимальная заработная плата не обеспечивает не только воспроизводство рабочей силы, но и ее биологическое выживание. В ходе реформ минимальная заработная плата утратила свой социально-экономический смысл и используется в качестве расчетной величины при определении разного рода социальных выплат, расчета окладов и пр. При определении минимальной заработной платы необходимо учитывать ее соотношение со средней. На необходимость этого указывается в конвенции МОТ N 131. В 1985 г. она составляла 70 руб. и не менялась до развала СССР. II 1985 г. минимальная заработная плата составила почти 37 % от средней по народному хозяйству, которая в тот момент равнялась 190 руб. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Как следует из данных таблицы, за годы реформ минимальная заработная плата составляла не более 10 % от средней заработной платы. Ни в одной из развитых стран разрыв между минимальной и средней заработной платой не достигает такой степени. Уровень минимальной заработной платы по отношению к средней составляет за рубежом приблизительно 40 %. В настоящее время минимальная заработная плата составляет 1000 руб.; предполагается ее дальнейшее повышение. Для сравнения, минимальная заработная плата в странах Западной, Центральной и Восточной Европы установлена в следующих размерах: во Франции — 1090 евро, Великобритании — 980 евро, Словакии — 148 евро, Литве — 125 евро, на Украине — 44 долл. При любом экономическом строе пенсионеры, особенно одинокие, — наиболее нуждающаяся в социальной защищенности и социальных гарантиях часть общества. Например, еще в 1976 г. средняя заработная плата работающего пенсионера по народному хозяйству составляла 112 руб., а средний размер выплаченной им пенсии — 70 руб., что в совокупности давало доход, обеспечивающий в те годы уровень потребления, значительно превосходящий минимальный. На сегодняшний день соотношение между средним размером пенсии (с учетом компенсационных выплат), средней заработной платой работающих и величиной прожиточного минимума характеризуется данными, приведенными в табл. 20.10. Таким образом, средняя пенсия за годы реформ не позволяла пенсионерам выйти на минимальный уровень потребления, рассчитанный для всего населения, и совсем незначительно превышала прожиточный минимум пенсионера, обеспечивающий простое физическое выживание. | http://modern-econ.ru |