Предметом
макроэкономической теории является
изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной
отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны
получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика изучает
поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады,
проблемы инфляции, безработицы.
Макроэкономические вопросы ставились и
изучались еще в XVII-XVIII веках (например, в 1752 году вышла работа Д.Юма, посвященная
изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен),
макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е-40-е годы двадцатого века.
Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнрада Кейнса «Общая
теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано великой
депрессией и положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической
науки. В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы.
Классическая
школа полагала, что
свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (то есть, к
полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет
необходимости в государственном вмешательстве.
Кейнсианская
школа исходила из наличия
определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного
механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности
это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в
краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного
механизма требует вмешательства государства, принимающего форму
стабилизационной политики.
Под национальной
экономикой принято считать народное хозяйство страны - это совокупность
всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними
экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе
выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ,
услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного
общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.
Национальная экономика как целостный организм
характеризуется следующими признаками:
1. Общее экономическое пространство с единым
законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и
финансовой системой.
2. Наличие тесных экономических связей между
хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
3. Территориальная определенность с общим
экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
В национальной экономике каждый субъект, будь то
хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое
пространство, преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется
объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный
интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.
Национальная
экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через
обеспечение:
1. Стабильного роста национального объема
производства;
2. Высокого и стабильного уровня занятости;
3.Стабильного уровня цен;
4.
Поддержание равновесного внешнего баланса.
Названные цели достигаются через применение
определенных инструментов
макроэкономического регулирования.
Ими являются:
-
фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую
систему и расходы государства);
- денежно-кредитная политика (контроль за
денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие
инструменты);
- политика регулирования доходов (от свободного
установления заработной платы и цен до декретного контроля);
- внешнеэкономическая политика (торговая
политика, регулирование обменного курса).
Общим и конечным результатами функционирования национальной
экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и
нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование
ограниченных людских и материальных ресурсов.
Общая
теория равновесия и кругооборот доходов и продуктов.
В основе общей
теории равновесия лежит модель экономического равновесия Л.Вальраса, который
доказал, что система равновесия - идеал,
к которому стремится рынок. В этой модели стоимость
общественного продукта равна рыночной стоимости использованных на его выпуск
производственных факторов, совокупный спрос равен совокупному предложению, цена
и объем производства не увеличиваются и не уменьшаются.
Экономический кругооборот
Экономические блага совершают движение по такому
кругу: производство- распределение-обмен - потребление.
Основных участников
экономического процесса условно можно разделить на 3 группы:
1.
домашние хозяйства (экономические
агенты, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно с
потреблением); главная цель –
максимизация полезности благ;
2.
фирмы (самостоятельные хозяйственные
единицы, ведущие экономическую деятельность, основной задачей которых является
создание продуктов и инвестирование);
главная цель – максимизация прибыли;
3. государство (совокупность
правительственных организаций, осуществляющих юридическую и политическую власть
для обеспечения функционирования экономики и общественных целей); главная цель – удовлетворение интересов
общества в целом.
Упрощенный
кругооборот. Предположим:
что в экономике действуют только домохозяйства и фирмы; спрос и предложение
факторов производства и ТРУ равны; цены товаров соответствуют издержкам
производства. Обозначим ВНП через Y
и, учитывая, что Y одновременно равен
национальному продукту и национальному доходу, в дальнейшем будем называть Y доходом или выпуском.
Обозначим потребительские расходы
домохозяйств через С, инвестиционные
расходы предприятий и домохозяйств через I,
правительственные закупки G, а чистый
заграничный спрос через NX, мы можем
записать следующее выражение для Y:
(1) Y= C+I+G+NX.
Уравнение (1) является тождеством
национальных счетов. Оно не говорит нам, как определяется каждая из компонент,
но очерчивает возможности экономики. К примеру, если вы хотите увеличить
инвестиции, то при данном уровне выпуска это можно сделать лишь за счет
сокращения какой-то другой компоненты спроса (за счет сокращения потребления
или за счет торгового дефицита).
Поскольку мы начинаем рассмотрение с
закрытой экономики, это означает отсутствие международной торговли, то есть
чистый экспорт равен нулю (NX=0). Мы
будем рассматривать экономику без государственного сектора, что означает
равенство нулю государственных закупок товаров и услуг (G=0). В силу принятых предположений соотношение (1) можно
переписать в виде:
(2) Y=C+I
Тождество (2) говорит, что произведенный продукт тождественно
равен реализованному продукту.
Рассмотрим Y как доход. Отсутствие государственного сектора означает, что нет
налогов и трансфертов, то есть, Y это одновременно располагаемый доход, который
может быть израсходован на потребление и накопление:
(3) Y=C+S,
где S- сбережения домохозяйств. Из (2) и (3) следует, что:
C+I=Y=C+S,
откуда находим, что в закрытой экономике без государства
сбережения всегда равны инвестициям:
(4) I=S.
Тождество (4) говорит, что в закрытой экономике без государства
инвестиции могут осуществляться только за счет собственных сбережений.
Расширенный
кругооборот. Рассмотрим,
как изменится тождество (4) для открытой экономики с государственным сектором.
Обозначим правительственные закупки товаров и услуг через G, прямые налоги через TA,
государственные трансферты частному сектору через TR. Тогда располагаемый доход (YD)
можно выразить следующим образом:
(5) YD=Y+TR-TA
Учитывая, что располагаемый доход идет на потребление и
сбережения, мы получаем следующее выражение для дохода:
(6) Y=C+S+TA-TR.
С другой стороны, Y представляет выпуск и равен сумме всех
расходов:
(7) Y==
C+I+G-NX.
Из условий (6) и (7) получаем следующее тождество:
(8) S=I+G+TR-TA+NX.
Заметим, что в правой части тождества (8) имеется три слагаемых,
относящихся к государству. Сумма государственных закупок и государственных
трансфертов дает нам расходы государства, а налоговые поступления соответствуют
доходам государства. Превышение расходов над доходами называют дефицитом
государственного бюджета (BD): BD=G+TR-TA. Таким образом, тождество (8)
можно переписать как:
(9) S=I+BD+NX.
Итак, согласно равенству (9) домохозяйства
могут использовать сбережения на инвестиции (т.е. кредитовать фирмы), давать
взаймы правительству (финансируя бюджетный дефицит) и давать взаймы
иностранцам. Если чистый экспорт положителен, то экспорт превосходит импорт, то
есть иностранцы покупают у нас больше, чем мы у них, следовательно, получают от
нас сумму, меньшую, чем им нужно для покупки наших товаров, то есть часть
экспорта мы им предоставляем в кредит.
Равенство (9)
можно рассмотреть и с точки зрения источников финансирования инвестиций:
(10) I=S-BD-NX или I=S+BS-NX,
где BS- профицит бюджета
(BS=-BD). Таким образом, инвестиции
финансируются за счет сбережений домохозяйств, сбережений правительства
(профицита бюджета) и за счет займов за рубежом (дефицита торгового баланса).
ОСНОВНЫЕ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.
1.
Национальный объем производства.
ВНП = Суммарная конечная стоимость всех
конечных ТРУ, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства
в течение определённого периода времени.
2. Общий
уровень цен.
Индекс цен текущего года = (Цены текущего
года : цены базисного года) * 100%
3.
Процентная ставка.
Реальная ставка % = Номинальная ставка –
Уровень инфляции.
4.
Занятость.
Норма безработицы = (Количество
безработных : Численность рабочей силы) * 100%. |