Рыночная цена и ее виды
Рыночная
цена - эта фактическая цена,
которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. В
зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг встречаются неодинаковые
виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.
Ценообразование
является важнейшим рычагом экономического управления.
ФУНКЦИИ ЦЕНЫ:
-
Учетная
(соизмеряет стоимости)
-
Распределительная
(распределяет доходы в пользу продавца или покупателя соответственно)
-
Стимулирующая
(стимулирует производство товаров или услуг)
-
Регулирующая
(регулирует производство или потребление)
ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ:
¨
Отражение
-
Общественно –
необходимых затрат
-
Эффективности
продукта
-
Прибыли
предприятия
¨
Стимулирование
научно – технического прогресса
¨
Построение научно-обоснованной цены
Структура цены – соотношение отдельных составных частей.
Нижний предел цены – себестоимость
Верхний предел – рыночная цена
Возможные
подходы к установлению цены:
¨
Расчет по принципу
«средние издержки + прибыль»
¨
Расчет цены на
анализе безубыточности и обеспечение целевой прибыли
¨
Установление цены
на основе уникальности выпускаемого изделия
¨
Ориентация на
цены лидера
В
рыночной экономике различают следующие виды цен:
1.
Оптовая цена.
По ней оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями
компаниям, занимающимся розничной торговлей.
Оптовая цена
предприятия = себестоимости + прибыль
Себестоимость
– полная коммерческая себестоимость
Оптовая
цена - это цена , по которой
продукция продается торговому предприятию.
Оптовая цена
промышленности = оптовая цена предприятия + налог с оборота + акциз
Оптовая
цена промышленности – цена, по которой продукция реализуется между
предприятиями и отраслями
2.
Розничная цена.
По ней ведется продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями.
Розничная цена = оптовая цена
промышленности + затраты торгового предприятия
3.
Рыночная (договорная) цена. По ней идет купля-продажа в данное время.
4.
Базисная цена. Она согласуется путем переговоров между
продавцом и покупателем крупных партий товара. С ее помощью учитывается
качество или сорт поставляемого товара, а также конъюнктура рынка. Исходя из
этой договоренности определяется цена фактически поставленного товара, когда
его качество (сорт) отличается от оговоренных в контракте поставки. При этом
оговариваются скидки и надбавки на цену товара.
5.
Монопольная цена. Устанавливается монополиями выше или ниже цены производителя. Выше -
для сбыта своих товаров, ниже – для товаров, приобретаемых у других фирм.
6.
Номинальная цена. Публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках
(сокращенно – номинал)
7.
Скользящая цена. Устанавливается договором, в зависимости от условий конъюнктуры на
определенную дату (биржевая котировка и т.д.)
8.
Твердая цена.
Фиксируется в договоре купли – продажи и не может быть изменена.
9.
Цена «падающий лидер». Используется для привлечения покупателей. Обычно
снижается цена лишь на какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим
фактом в магазин, может купить и другие товары, цена которых не снижалась.
10.
Цена купли-продажи (фактурная цена). Определяется условиями поставки, оговоренными в
контракте. Существенно зависит от условий поставки:
¨
СИФ (стоимость, страховка, фрахт): продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить
стоимость перевозки груза(фрахт), оплатить таможенные расходы и страховку, а
также взять на себя риск гибели или порчи товара до того момента, как груз
пересечет линию борта судна при погрузке, а покупатель – риск гибели или порчи
после пересечения этой линии
¨
ФОБ (свободен на борту): продавец оплачивает все транспортные, страховые и
таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна., а покупатель
фрахтует судно, страхует груз и несет риск его гибели или повреждения ( В США
фоб = франко)
¨
ФОР (свободен на рельсах): продавец обязан за свой счет и на свой риск доставить
товар на железнодорожную станцию и погрузить его в железнодорожный вагон;
остальные расходы берет на себя покупатель (фор = франко-вагон)
¨
ФРАНКО:
продавец обязан доставить товар в обусловленное место за свой счет и на свой
риск, а транспортные, страховые и таможенные расходы включаются в цену товара.
Закон спроса
Спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма
денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им
изделия.
На
спрос воздействует ряд рыночных факторов, например доходы покупателей, их вкусы
и предпочтения. Рассмотрим пока только количественную зависимость спроса от
уровня цен.
Закон
спроса выражает следующую
функциональную (математическую) зависимость спроса (D) от цены Qd = F(P), где F -
показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос
на него со стороны покупателей.
Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует
эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса
("чувствительность" его объема) в зависимости от цены. Мерой такого
изменения служит коэффициент эластичности спроса по цене (Ep):
Ep =изменение спроса : величина спроса / изменение цены
: цена
Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на
больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда
отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные
знаки.
Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность
покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или
ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен.
Закон
предложения
Предложение - это сумма товаров, которые продавцы готовы продать
при разной динамике рыночной цены.
Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость
предложения (S) от цены: Qs = F(P). Чем выше
цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И
наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.
Степень
изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует
эластичность предложения. Под эластичностью
предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики
цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения по
цене (Eo):
Eo = Относительное изменение предложения / Относительное изменение цены
Предложение
(по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для
производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности
новых изделий.
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший
процент, чем цена. Как показывает опыт западных стран, коэффициент эластичности
предложения - при условии равновесия цен и за длительный период - имеет
тенденцию к возрастанию (то есть рост цен на определенную величину в несколько
большей степени вызывает увеличение производства).
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или
снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде.
Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно
хранить в больших количествах (скажем, клубнику).
Равновесная
цена
Три основных уровня рыночной цены.
Первый уровень: нормальная цена. Это
- равновесная цена, которая устанавливается, когда спрос и предложение
уравновешиваются в точке Р.
Второй уровень: выше величины равновесной цены. В этом случае предложение благ
превышает спрос на них. В итоге в рыночном пространстве образуется зона избытка
товаров (сектор П2- Р- С2).
Третий уровень: ниже величины
равновесной цены. Это означает, что спрос превышает предложение. Следствием
того является возникновение зоны дефицита товаров (сектор С1 - Р - П1).
Эффект дохода и эффект замещения.
Эффект дохода – если цена на какой-либо товар снижается, то у
потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц
данного или другого товара.
Эффект замещения – потребитель будет покупать больше продукции, цена
которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно
подорожали.