Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ » Статьи |
26.12.2011, 01:26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Под влиянием конкуренции предприятиям часто приходится продавать свои товары в кредит и соглашаться на отсрочку платежей. При этом продукция отправляется покупателю, запасы сокращаются, а дебиторская задолженность увеличивается. Затем, когда будет произведена оплата товара, предприятие (фирма) получит денежные средства и дебиторская задолженность сократится. Поддержание дебиторской задолженности требует затрат, но предоставление кредита приносит выгоду в виде увеличения объема реализации. Образование дебиторской задолженности. Сумма средств, находящихся в данный момент на счетах дебиторов, определяется двумя факторами: 1) объемом реализации в кредит; 2) средним промежутком времени между реализацией товара и получением выручки. Например, предприятие начало работу 1 января и реализовало продукцию в кредит на 10 000 руб. На таких условиях будет осуществляться реализация и в каждый из последующих дней. Для оплаты покупателям предоставляется срок 10 дней. К концу первого дня величина дебиторской задолженности будет равна 10 000 руб., к концу второго — увеличится до 20 000 руб., а на 10 января составит: 10 * 10 000 руб. = 100 000 руб. 11 января задолженность также увеличится на 1 000 руб., но в этот же день поступит выручка за товары, проданные 1 января, что сократит дебиторскую задолженность на 1 000 руб. Общая сумма задолженности не изменится и останется на уровне 100 000 руб. Величина дебиторской задолженности с момента, когда операции предприятия достигнут постоянного уровня, равна ежедневному объему реализации в кредит, умноженному на срок предоставления кредита. Таким образом, величина дебиторской задолженности зависит от уровня реализации в кредит и от срока, на который этот кредит предоставляется; при этом любое увеличение дебиторской задолженности должно быть каким-либо способом профинансировано. Существуют, например, финансирование дебиторской задолженности при помощи банковского кредита и другие способы. Контроль состояния дебиторской задолженности. Если оплата товара производится немедленно — прибыль получается реально. Если же товар продан в кредит, то прибыль лишь числится в балансе, фактически же ее не существует до того момента, пока оплата не будет произведена. Увеличение объема сделок в кредит, в том числе и с ненадежными клиентами, производится для того, чтобы в финансовой отчетности отразился более выгодный уровень прибыли. Это может временно повысить рыночную цену акции, но только до тех пор, пока такие действия не приведут к снижению реальной прибыли. Поэтому состояние дебиторской задолженности требует контроля по рассматриваемым ниже параметрам. Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (DSO) рассмотрим на примере.
Распределение дебиторской задолженности по срокам возникновенияпредставляет собой группировку счетов к получению по срокам их возникновения. Они могут подразделяться по периодам: 0—10 дней, 11—30 дней, 31—60 дней, свыше 60 дней. Классификация составляется не на основе агрегированных данных финансовой отчетности, а с использованием подробной информации текущего учета дебиторов. Если учет автоматизирован, то с помощью компьютера легко определить срок возникновения задолженности на основе каждого конкретного счета и составить их классификацию. Оценку дебиторской задолженности с позиции платежной дисциплины начинают с оценки состояния и динамики ее оборачиваемости, поскольку любое замедление в оплате ведет к увеличению затрат, связанных с дебиторской задолженностью, с возможностью использовать эти средства в данный момент. Кроме того, замедление оплаты служит сигналом об ухудшении качества дебиторской задолженности, об увеличении доли сомнительных долгов, вероятность которых невелика. Но изменения объема реализации, сезонные колебания затрудняют анализ дебиторской задолженности, так как она изменяется, даже если платежное поведение клиентов осталось прежним. Для преодоления этих затруднений был разработан подход с позиции платежной дисциплины, который помогает выявить и оценить изменения платежного поведения клиентов независимо от изменения объема реализации. Этот подход нацелен на выявление изменений платежного поведения клиентов. Наиболее простым и действенным инструментом, который может быть использован для этого, является ведомость непогашенных остатков.
Таблица 1. Ведомость непогашенных остатков предприятия
В начале примера предполагалось, что порядок осуществления платежей является постоянным. В реальности же он, скорее всего, будет изменяться с течением времени. Эти изменения отражаются в последней графе ведомости непогашенных остатков. Например, предположим, что во II квартале клиенты начали осуществлять выплаты более медленными темпами. В этом случае данные по II кварталу изменятся следующим образом:
Теперь отношение дебиторской задолженности к объему реализации каждого месяца стало выше, чем в I квартале. Общая сумма непогашенных остатков увеличилась со 170 до 197% , на основании чего менеджер может судить о замедлении получения выручки от реализации. Ведомость непогашенных остатков может быть использована и для прогнозирования их величины. Леонид Ефимович Бacoвcкий | http://www.elitarium.ru/ |