Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Статьи |
25.12.2011, 22:59 | |
Каждое нововведение способствует выводу на рынок нового товара (продукта, технологии), который может быть использован более эффективно, чем прежде. Конкурентоспособность на мировом рынке все больше зависит от продукции, в основе которой лежит знание. Как в прошлом промышленность зависела от доступа к природным ресурсам, так сегодня индустрия нуждается в науке, нововведениях, образовании. При отборе первоочередных нововведений можно использовать ряд принципов. Каждое нововведение способствует выводу на рынок нового товара (продукта, технологии), который может быть использован более эффективно, чем прежде. Основой мотивации для фирм исследовательского сектора служит перспектива получения монопольной ренты в случае успешного патентования нововведения. За счет этой ренты покрываются затраты, связанные с разработкой и осуществлением нововведений. Однако монополия автоматически теряется при появлении следующих нововведений, которые ведут к моральному старению существовавших до этого промежуточных товаров. Ценность нововведения определяется временем его жизни. Определяющими причинами внедрения новых технических и технологических решений являются:
Конкурентоспособность на мировом рынке все больше зависит от продукции, в основе которой лежит знание. Как в прошлом промышленность зависела от доступа к природным ресурсам, так сегодня индустрия нуждается в науке, нововведениях, образовании. Развитие производительных сил происходит при тесном взаимодействии науки, новых технологий с производством. При внедрении нововведений фирма выбирает одно из типовых стратегических действий:
Разработка нововведения требует определенной последовательности организационных мероприятий (проектирование инновационного решения):
Формы внедрения нововведения привязываются к его виду. Разделяютэволюционные и радикальные нововведения. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют шесть групп нововведений: сохранение и обновление существующих функций, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования, элементов системы с целью их приспособления, базовых свойств системы, концепции деятельности, изменение результатов системы. Выделяют двухэтапный процесс распространения нововведений. На первом этапе одна-две организации (ранние новаторы) внедряют новшество, опираясь на научные разработки, на втором — масса организаций (поздние новаторы) внедряют новшество, учитывая опыт первых. Не каждое нововведение укладывается в стратегию развития предприятия. Для оценки такого соответствия используют оценку по шести группам критериев:
Виды проектов:
При экономической оценке нововведения возникают методические трудности. Возможными вариантами определения составляющих затрат могут быть:
При отборе первоочередных нововведений можно использовать ряд принципов:
Разработка нововведения может осуществляться различными организационными структурами: внутрифирменной сетью подразделений по научным исследованиям, временными научно-техническими коллективами или подразделениями, специальными независимыми исследовательскими фирмами, государственными научными центрами, технопарками при высших учебных заведениях. В крупном концерне организуется система подразделений, управляющих разработкой нововведений. В их числе могут быть отделы базисных исследований, прикладных исследований, научно-технического прогнозирования, экспериментальные цеха, исследовательские лаборатории, вычислительный центр. Предпринимательская сеть — это эффективная форма распространения нововведений. Ее используют многие фирмы через систему постоянных контактов однотипных фирм, профессиональные союзы ученых, договорные объединения, стратегические соглашения. Основой взаимодействия предприятий в рамках подобных сетей являются взаимные доверие, поддержка и согласие относительно поставленных целей. Для разработки и внедрения нововведения может быть создано специальное объединение. Его организационным центром является «главный партнер» — владелец патентов и изобретений, распорядитель средств и доходов. В состав объединения вовлекаются крупные предприятия, малые фирмы, учебные и научные заведения. Целью подобного объединения является внедрение конкретного нововведения с соответствующим обеспечением новым оборудованием, технологией, подготовленными кадрами. Источником средств для разработки и реализации нововведения могут быть прибыль предприятия, заемные средства, акционерные инвестиции, государственные научные программы. Планирование затрат предусматривает потребность в финансовых ресурсах на протяжении осуществления проекта. В бюджете проекта предусматривают плановые затраты и поступления по элементам, направлениям, интервалам времени. Bлaдимиp Викторович Глyxoв | http://www.elitarium.ru/ |