Презентация необходима для того, чтобы убедить потенциальных кредиторов и инвесторов в том, что бизнес-план хорош, а вы и ваша команда, взявшиеся за его осуществление, обладаете необходимыми для достижения успеха качествами.
Большинство презентаций охватывают семь ключевых областей:
1. Компания, ее продукция и услуги.
2. Рынок: ваши клиенты и конкуренты.
3. Маркетинговая стратегия, которой вы намерены следовать.
4. Первоочередные финансовые задачи.
5. Команда, которая будет осуществлять этот инвестиционный проект.
6. Необходимые размеры кредита или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены.
7. Условия и сроки оплаты или реализации инвестиций.
Для повышения презентации необходимо:
· заранее прислать копию бизнес-плана потенциальным инвесторам для того, чтобы они могли прочесть ее заранее,
· использовать для презентации наглядный материал (таблицы, диаграммы, графики). Если есть возможность, следует захватить с собой образцы продукции. Если это невозможно, нужно взять качественно выполненные фотографии,
· акцентировать внимание на вопросах рынка продукции и компетентности команды управления проектом, установить диалог со слушателями, а не читать лекцию.
В разделе «Экономический анализ издержек и прибыли» важно провести грамотный анализ издержек, в рамках которого следует определить динамику издержек (то есть выполнение плана), состав и структуру издержек, факторы, влияющие на выполнение плана, затраты на рубль произведенной продукции, услуги, а также провести анализа прибыли, который начинается с общей оценки за анализируемый период, затем необходимо проанализировать прибыль в динамике (за ряд периодов) и изменение каждого показателя за текущий период, в заключение следует проанализировать изменение удельного веса каждого вида дохода в величине прибыли и их влияние на величину прибыли, провести оценку возможных резервов дальнейшего роста прибыли [17].В заключение финансового плана необходимо указать следующую информацию:
· вклад проекта в достижение национальных социально-экономических целей;
· оценка проекта с точки зрения национальной экономики; наиболее важные доводы в пользу или против осуществления проекта, которые позволили бы убедить тех, кто будет принимать решение;
· основные преимущества проекта;
· основные недостатки проекта;
· возможности осуществления проекта.
Приложения
В приложении к бизнес-плану приводятся документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылка в бизнес-плане.
Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и дают возможность представить потенциальным партнерам инвесторам различные дополнительные материалы:
— Материалы, подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства и учредительного договора, лицензии и сертификаты и так далее)
— Материалы, характеризующие продукцию (фотографии, рисунки, чертежи, патенты, отзывы и т.д.)
— Материалы, убеждающие в востребованности продукции (результаты маркетинговых исследований, сравнительные данные о конкурентах, договоры на поставку продукции и так далее)
— Материалы, показывающие возможности производства (фотографии предприятия, его ведущих цехов и подразделений, копии документов по сертификации производства)
— Материалы, раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры и механизма реализации проекта, копия штатного расписания)
— Материалы, раскрывающие все финансово-экономические расчеты, сметы, таблицы, графики и т.д.
— Материалы, подтверждающие направленность, значимость и эффективность проекта (программы социально-экономического развития региона, письма и отзывы, планы, акты и так далее)
— Материалы, подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализацию форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа (гарантийные письма, договоры на поставку, аренду, реализацию, состав и значимость залога и так далее).
Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.
Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения среды, в которой он осуществляется. Безусловно, для создания и реализации проектов требуются ограниченные ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические.
Не следует абсолютизировать приведенный примерный состав бизнес-плана фирмы. Он может служить лишь лучшему пониманию и эффективному действию, так как окончательный выбор состава и содержания материала, представляемого инвесторам, определяется руководителем с учетом конкретных обстоятельств и путей развития фирмы.
Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли проект доходы, которые окупят все затраты сил и средств?
|