В данном разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру предприятия, сведения о персонале и кадровая политика фирмы. Необходимо показать, кто будет внедрять намеченные мероприятия по проекту. На основании этого раздела потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство фирмой и каким образом будут складываться отношения между членами руководства и с коллективом на практике.
Согласно многочисленным исследованиям факторов, обусловливающих банкротство мелких фирм, 98% неудач объясняется скверным управлением. Это обстоятельство нужно учесть в плане. При составлении финансовой заявки следует убедиться в том, что вероятный инвестор в курсе принятых или предпринимаемых мер по исправлению каких бы то ни было ошибок, допущенных вами или вашими управляющими. Если вы составляете план для себя лично, в данном разделе нужно высветить сильные и слабые стороны управления. Ориентиром может послужить перечень наиболее распространенных причин банкротства( табл.17) :
Таблица 17
Перечень наиболее распространенных причин банкротства
Некомпетентность управления
|
45%
|
Недостаток опыта в производстве данного ассортимента продукции
|
9%
|
Недостаток управленческого опыта
|
13%
|
Узкий профессионализм
|
20%
|
Невыполнение взятых на себя обязательств
|
3%
|
Обман.
|
2%
|
Стихийные бедствия
|
1%
|
Другие
|
7%
|
Противоядия от некомпетентности не существует, зато есть три надежных средства защиты от узкого профессионализма и неопытности добывать необходимый опыт своими силами, иметь партнера или нанять человека, обладающего им.
Реализация любого плана требует человеческих ресурсов. Этот раздел бизнес-плана должен показать пользователю то, что организационная структура фирмы позволяет достичь целей, описанных в бизнес-плане.
Для того чтобы принять правильное решение относительно организационной структуры, требуется следующая информация: работы, выполнение которых необходимо для реализации бизнес-плана; должности; обязанности и ответственности каждой должности; кто и как управляет фирмой в процессе реализации бизнес-плана.
Чтобы грамотно управлять человеческими ресурсами, нужно в первую очередь ответить на следующие вопросы:
· Каковы требования к исполнителям каждого вида работ, требуемых для реализации бизнес-плана?
· Какой квалификацией должен обладать каждый исполнитель?
· Какой должна быть оплата труда каждого исполнителя для успешной реализации бизнес-плана?
· Как производится отбор персонала?
· Что делается для удержания способных и высококвалифицированных сотрудников?
· Как оцениваются результаты работы?
Организационный план содержит следующие группы вопросов.
1. Организационная структура предприятия:
· организационная схема управления предприятия;
· состав подразделений и их функции;
· организация координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы и др.
2. Управленческий персонал характеризуется с позиций возраста, образования, занимаемой должности, опыта, прав полномочий, владения акциями предприятия, функциональных обязанностей, достоинств и недостатков.
3. Персонал предприятия, не связанный с управлением:
· потребность в кадрах по профессиям;
· квалификационные требования;
· форма привлечения к труду (постоянная работа, совместительство и др.);
· режим труда.
Данную группу вопросов желательно представить в табличной форме.
4. Оплата труда: положение об оплате труда (система оплаты труда, порядок премирования, предоставление льгот, доплат, дотаций, моральные стимулы, страхование и др.).
5. Кадровая политика предприятия:
· принципы отбора сотрудников;
· принципы найма на работу;
· создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
· разработка метода и процедуры оценки качества работы сотрудников;
· система продвижения работников по службе.
При составлении организационного плана рекомендуем использовать табл. 17 и 18.
Таблица 17
План потребности в персонале и заработной плате
Профессия
|
Число работников
|
Оклад в месяц
( тарифная ставка), руб.
|
Затраты на
оплату труда в год , руб.
|
Всего начислено на заработную плату,
руб
|
1-й год
|
2-й го
д
|
3-й год
|
1-й год
|
2-й го
д
|
3-й год
|
1-й го
д
|
2-й год
|
3-й год
|
Руководители, специалисты и служащие -всего
|
в том числе по должностям
|
|
|
|
Профессия
|
Число работников
|
Оклад в месяц
( тарифная ставка), руб.
|
Затраты на оплату труда в год , руб.
|
Всего начислено на заработную
плату, руб
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
Рабочие -всего
|
в том числе по профессиям
|
|
|
|
Младший обслуживающий персонал и охрана всего
|
в том числе по профессиям
|
|
|
|
Таблица 18
Сводный план по труду и заработной плате
Категория работников
|
Число работников
|
Среднемесячная заработная
плата, руб.
|
Затраты на оплату труда,
руб.
|
Начисления на заработную плату, руб.
|
Всего начислено на заработную плату, руб
|
1-й го д
|
2-й го д
|
3-й го д
|
1-й го д
|
2-й год
|
3-й го д
|
1-й го д
|
2-й год
|
3-й го д
|
Руководители, специалисты и
служащие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Младший об-
служивающий персонал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В разделе «Организационный план» обосновывается потребность в персонале для реализации проекта на различных уровнях управления. В нем должна содержаться следующая информация:
· расчет потребности в специалистах различных категорий и обоснование уровня квалификации и оплаты труда;
· штатное расписание;
· предлагаемая система мотивации персонала;
· план набора, обучения и подготовки кадров;
· план социального развития коллектива;
· итоговая смета расходов на персонал .
Поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты, такого рода информация интересует инвесторов и банкиров. Подробный ответ на возможные вопросы можно вынести в приложения к бизнес-плану, включив туда, например, примерные перечни служебных обязанностей ваших будущих сотрудников или другие данные о персонале. Конкретное наполнение этого раздела зависит от избранной формы организации: будет ли это индивидуальное предприятие, товарищество или акционерное общество. |