Производственный план – неотъемлемая часть любого бизнес-плана, в которой должны быть описаны все производственные и рабочие процессы фирмы.
Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.
В современном быстро меняющемся мире технологические аспекты и экономическое окружение могут создать как дополнительные возможности, так и определенные проблемы. Обычно развитие технологии позволяет выполнить задачу лучше и с меньшими затратами.
Некоторые технологические процессы могут привести к усовершенствованию качества продукции или повышению уровня услуг, другие позволят более продуктивно и с меньшими затратами выполнять ту же работу.
При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
· производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;
· сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;
· оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать;
· помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.;
· накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод, прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.
Имущество фирмы помещения, машины, оборудование, транспортные средства может дать представление о том потенциале, которым обладает фирма в данный момент в отношении его расширения без или с привлечением дополнительных инвестиций, а также в отношении освоения новых сегментов рынка. Важно обратить внимание на сроки амортизации имущества, его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене. Необходимо постоянно следить за эффективностью оборудования, его способностью производить продукцию, технологически отвечающую уровню современных требований.
Производственные планы обычно классифицируются по широте охвата, временным рамкам, характеру и способу использования (табл. 12).
Таблица 12
Типы производственных планов
Широта охвата
|
Временные рамки
|
Характер
|
Способ использования
|
Стратегические
Операционные
|
Долгосрочные
Краткосрочные
|
Общие
Конкретные
|
Одноразовые
Постоянные
|
Если говорить о долгосрочном стратегическом планировании, то на этом уровне принимаются решения по четырем основным направлениям: загрузка производственных мощностей (в каком количестве будет производиться товар или предоставляться услуга), размещение производственных мощностей (где будет производиться товар или предоставляться услуга), производственный процесс (какие производственные методы и технологии будут применяться для выпуска товара или предоставления услуги) и размещение инструментов и оборудования (как будут размещаться рабочие центры и оборудование на предприятиях).
Информацию, которую необходимо отразить в данном разделе, можно представить наглядно на рис. 20.
Этот раздел подробным образом описывает путь, посредством которого предприятие планирует производить продукцию в нужном количестве, требуемого качества в определенные сроки.
Он включает:
· описание технологического процесса;
· основные требования к организации производственного процесса;
· программу производства продукции;
· состав необходимого оборудования;
· стоимость основных производственных фондов;
· потребность сырья, материалов, комплектующих;
· амортизацию основных фондов;
· поставщиков сырья и материалов и ориентировочные цены, условия поставок;
· альтернативные источники снабжения материальными ресурсами;
· себестоимость (текущие издержки) производимой продукции;
· экологическая безопасность проекта мероприятия, затраты, эффективность.
Производственная программа составляется в следующем виде (табл. 13):
Таблица 13
Производственная программа предприятия
Содержание
|
Годы
|
1-й
|
2-й
|
n-й
|
Помесячно
|
Поквартально
|
|
1
|
….
|
12
|
1
|
…
|
4
|
|
1. Объем производства продукции (в натуральном выражении)
Продукция 1
Продукция 2
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Общая площадь производственных мощностей, кв.м:
Всего: Продукция 1
Продукция 2
|
|
|
|
|
|
|
|
Планируемый объем продаж продукции (товаров, работ, услуг) представляется в виде данных, приведенных в табл. 14.
Таблица 14
Планируемый объем продаж
Наименование продукции
|
Годы
|
1-й
|
2-й
|
…
|
…
|
n-й
|
Объем выпуска, ед.
|
Цена единицы продукции,
руб.
|
Объем продаж,
тыс. руб.
|
|
|
|
|
Продукция 1
|
|
|
|
|
|
|
|
Продукция 2
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочая реализация
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
Решив для себя эти стратегические вопросы, разработчик должен также составить и включить в производственный план своего бизнесплана три следующих тактических документа:
1. Общий (агрегатный) план (каков общий производственный план по всем видам товаров и услуг, предлагаемых фирмой), который составляется на определенный период времени – как правило, на один год. При составлении общего (агрегатного) плана на основании прогнозов будущего коммерческого спроса и планирования загрузки производственных мощностей фирмой определяются уровни запасов, нормы выработки и количество персонала (в месяц), которое потребуется ей в течение ближайшего года.
2. Главный график работ (сколько единиц каждого товара или услуги должна будет выпустить или предоставить фирма за определенный период времени). График работ составляется на основе агрегатного плана. В главном графике указываются количество и тип каждого вида изделия, выпускаемого компанией; как, когда и где они будут изготавливаться на следующий день, на следующей неделе, в следующем месяце; в него также включаются сведения о необходимой рабочей силе и о потребностях фирмы в товарно-материальных запасах (т.е. совокупности всех запасов предприятия, включая запасы сырья и материалов, комплектующих и полуфабрикатов, незавершенного производства и готовых товаров).
Наиболее наглядной формой представления информации является построение календарного плана-графика реализации проекта (табл. 15).
Таблица 15
Календарный план-график реализации проекта
|
Периоды
|
Мероприятие 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затраты на оборудование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затраты на персонал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общие инвестиционные затраты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. План потребности фирмы в материальных ресурсах. В этом разделе необходимо обосновать потребности в факторах производства, представить расчеты издержек на требуемые материальные факторы: сырье и основные материалы, компоненты и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, производственное снабжение. Расчеты производятся по установленным нормативам каждого вида материальных ресурсов, тарифам и сложившимся ценам для данного региона. Расчет сырья и материалов, как правило, выполняется по каждому виду продукции или услуги и имеет строго индивидуальный характер. При этом необходимо рассмотреть такие моменты, как наименование ресурса, единицы измерения, цена за единицу измерения, расход, стоимость ресурса (табл. 16).
Таблица 16
Расчет потребности в материальных ресурсах
Наименование ресурсов
|
Годы
|
1-й
|
2-
й
|
…
|
n-й
|
Кол-во ед.
|
Цена единицы ресурсов,
руб.
|
Стоимость, тыс. руб.
|
Стоимость переход. запаса,
тыс.руб.
|
|
|
|
1.Сырье и материалы
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Покупные и комплектующие изделия
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Топливо
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Энергия
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
Местоположение оказывает существенное влияние на конечные результаты предпринимательства в любой сфере деятельности. Решения о местоположении бизнеса являются стратегическими. Поэтому их обоснованию в бизнес-плане должно быть уделено достаточно внимания. Однако в любом случае местоположение оценивается по таким критериям, как близость к потребителям и поставщикам, климатические условия, наличие рабочей силы, транспортное обеспечение и другие элементы производственной структуры, связь, правовой режим, арендуется место или принадлежит на праве собственности. |