1.1. БИЗНЕС И ЕГО УЧАСТНИКИ
Слово «бизнес» означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, это бизнесмен, то есть делец, коммерсант, предприниматель. Бизнес является коммерческим делом предприимчивых людей, приносящим им прибыль. Таким образом, бизнес это приносящая доход деятельность граждан, имеющих собственность. Кроме того, бизнес это и совокупность отношений между всеми его участниками, образующими команду единомышленников с целью получения дохода, прибыли, развития фирмы, предприятия, организации. Участниками бизнеса выступают следующие группы людей:
1-я группа. Предприниматели, то есть лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой страх и риск, под свою экономическую и юридическую ответственность, а также коллективы предпринимателей, образующих союзы, ассоциации и так далее. Деловой интерес участников бизнеса первой группы получение доходов реализуется через производство и продажу продукции (товаров и услуг). В процессе своей деятельности они вступают во взаимные деловые отношения, а также в отношения с другими участниками бизнеса, образуя в итоге сферу предпринимательского бизнеса. Последняя включает три компонента: производство продукции, коммерцию (торговлю) и коммерческое посредничество.
Бизнес нельзя сводить лишь к коммерции (торговле) и коммерческому посредничеству. Бизнес — это прежде всего производство, составляющее основу любой экономики. Нельзя также отождествлять коммерцию, посредничество со спекуляцией. В любой стране с развитой рыночной экономикой спекуляция есть не что иное, как форма коммерческих действий, при которой потребитель оказывается лишен возможности выбора и вынужден приобретать товары и услуги по завышенным ценам.
2-я группа. Индивидуальные и коллективные потребители продукции, предлагаемой предпринимателями, а также коллективы потребителей, образующих свои союзы, ассоциации и так далее. Деловой интерес участников бизнеса этой группы приобретение товаров и услуг реализуется посредством налаживания контактов с производителями и продавцами продукции на основе взаимной выгоды.
Если для предпринимателей выгодой является доход, то для потребителей товар или услуга, удовлетворяющие их потребности. Реализуя свои потребительские интересы, эта группа участников образует: сферу потребительского бизнеса.
3-я группа. Работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму, на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы. Деловой интерес участников бизнеса третьей группы извлечение доходов реализуется посредством работы в фирме, организации, на предприятии на контрактной или иной основе. Если для предпринимателей выгодой в сделках является конечный доход фирмы, то для наемных работников — личный доход, получаемый в результате выполняемой работы. Реализуя свои интересы, данная группа участников образует сферу трудового бизнеса.
4-я группа. Государственные органы, учреждения и организации, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при их выполнении). В этом случае государственные органы являются равноправными партнерами других участников бизнеса.
Деловой интерес участников этой группы осуществление общегосударственных программ: научно-технических, научно-производственных, социальных и других в целях удовлетворения потребностей как государства в целом, так и всех его граждан. Фирмы, организации, предприятия стимулируются государством для участия в этих программах, а государство получает возможность реализовать их на практике, образуя в конечном счете сферу государственного бизнеса.
1.2. БИЗНЕС КАК СИСТЕМА
Бизнес представляет собой явление, наделенное четырьмя свойствами: целесообразности, целостности, противоречивости и активности.
1. Целесообразность означает, что бизнес любому элементу внутри него придает рациональную направленность на объединяющее эти элементы начало получение дохода, прибыли.
2. Целостность означает, что бизнес пронизывает все сферы, секторы, территории и элементы экономики в той мере, в какой это необходимо для полной реализации его высшей цели увеличения прибыли и доходов. Запреты и ограничения на деятельность предпринимателей должны быть сведены до разумного уровня. Бизнес нельзя представить без своей среды и своих «главных органов»: конкуренции, инфраструктуры (бирж, банков, информационных систем, акционерных обществ, фирм, консалтинговых и аудиторских компаний и др.), менеджмента, маркетинга, финансовой системы, права.
3. Противоречивость означает, что бизнес должен быть «соткан» из противоречий, ибо они – источник всякого развития. В бизнесе можно наблюдать множество противоречий: между предпринимателями и наемными работниками, потребителями и производителями, предпринимателями и профсоюзами или органами государственной власти. В нормальных условиях все эти противоречия служат источниками развития бизнеса, укрепления и упрочнения его целостности.
4. Активность означает, что бизнес явление социальное, тесно связанное с социальными системами, деятельностью людей. Каждый из предпринимателей должен свободно и на правовой основе выбирать свое дело, не нанося противоправного ущерба другим людям, не мешая им развивать инициативу и свой бизнес.
Конечно, все вышеперечисленное относится к идеальной модели бизнеса. На практике официальному бизнесу, разрешенному законом противостоит теневой. В случае грамотного подхода к развитию сферы бизнеса в составе теневого бизнеса обычно остается торговля наркотиками, оружием и другие сферы, запрещенные государством или находящиеся в его исключительной монополии
1.3. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ И ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ БИЗНЕСА
Современный бизнес это не просто система, обладающая необходимыми признаками целостности, но и внутренне регулируемая или саморегулирующаяся система. Предприниматели заинтересованы не только в свободном соперничестве друг с другом, но и в согласовании отдельных сторон своего рыночного поведения. Современное высокоразвитое производство за отдельные ошибочные шаги в бизнесе платит дорогую цену: банкротство даже среднего по размерам предприятия означает сотни уволенных рабочих, потери миллионных капиталов, невыполнение договорных партнерских обязательств, приводящее к остановке смежных производств и другим отрицательным последствиям.
Современные западные экономики давно уже регулируемые. Методы и законодательные основы регулирования сферы бизнеса устанавливают правила игры или поведения бизнесменов, работников и государства в системе отношений рыночного типа. Правила игры являются основой выработки социального консенсуса трех ведущих сил: работодателей, профсоюзов и государства. Под консенсусом здесь понимается форма выражения компромисса различных социальных сил на общегосударственном и межгосударственном уровнях.
Государственные институты, (органы, комитеты, комиссии парламента) выступают в развитых государствах своего рода арбитрами при обострении конфликтов между предпринимателями и работниками. Правила игры в бизнесе направлены на противодействие монополизации экономики, недобросовестной конкуренции со стороны трех сил:
1) предпринимателей;
2) предприятий и организаций государственного сектора экономики;
3) работников, объединенных профсоюзами.
Правила игры в бизнесе поддерживаются арбитражными функциями государства. Государственный арбитраж это форма законодательного регулирования сферы взаимодействия предпринимателей, работников и государства на основе правовых актов, принятых в парламенте страны, республики, в выборных органах местной власти представителями основных социальных сил общества.
Поскольку основу бизнеса составляет частная собственность, то в зависимости от ее видов выделяют и основные формы бизнеса (табл. 1).
Таблица 1
Виды собственности
|
Формы бизнеса
|
Частная собственность на средства производства
|
Бизнес в сфере производства товаров и услуг
|
Частная собственность на ресурсы домашнего хозяйства
|
Потребительский бизнес
|
Частная собственность на рабочую силу
|
Трудовой бизнес
|
Государственная собственность
|
Государственный бизнес
|
В зависимости от того, какой критерий заложен в основу бизнеса, он принимает ту или иную форму. Так, с позиции четырех стадий воспроизводства (производства, распределения, обмена и потребления) выделяют:
· производственный бизнес (производство товаров и услуг),
· бизнес в сфере обращения (включает коммерцию, оптовую и розничную торговлю, биржевую торговлю, банковские услуги),
· бизнес » сфере распределения и перераспределения (коммерческое посредничество, биржи труда),
· бизнес в сфере потребления {услуг в рамках домашних хозяйств). Если в качестве критерия взять научно-технический прогресс, то бизнес можно представить как: традиционный ,инновационный.
По критерию охвата бизнесом того или иного экономического пространства он подразделяется на: международный, национальный, региональный, областной ,местный.
К последнему относится и бизнес, организованный подавляющим большинством российских школ.
По критерию уровня организации хозяйственной жизни выделяют:
· макробизнес (на уровне государства).
· мезобизнес (в отдельных сферах, отраслях, секторах экономики).
· микробизнес (в отдельной фирме)
С точки зрения государственного и правого статуса различают официальный и теневой бизнес.
Исходя из разнообразных критериев и форм бизнеса формируются его концепции. Это систематизированные теоретические представления о видах и качестве бизнеса, потребность в которых является актуальной для какой-либо страны в данный момент времени.
К числу факторов, способствующих созданию благоприятного предпринимательского климата относят:
· стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку предпринимателей;
· льготный налоговый режим, обеспечивающий стимулы для открытия новых предприятий или расширения уже существующих;
· меры, содействующие притоку в сферу бизнеса финансовых средств;
· создание инновационных центров, финансируемых государством и частным бизнесом;
· наличие развитой сети спец. фирм, предоставляющих финансовую помощь предпринимательству;
· организация консультативных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы, курсов и школ подготовки предпринимателей;
· наличие эффективной системы защиты интеллектуальной собственности не только на изобретения, но и на новаторские идеи, ноу-хау, методы деловой активности;
· упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государственных органов;
· повышение качества рабочей силы (образование, квалификация);
· обеспеченность информационной технологией, средствами коммуникаций;
· распространение социально-психологических ориентиров, как достижение успеха, ответственность;
· свобода творчества.
Считается, что отрицательное воздействие на развитие предпринимательской деятельности оказывают следующие факторы:
· высокие налоговые ставки;
· недостаточно высокий уровень субсидирования исследований и разработок;
· низкая норма накопления и размер инвестиций;
· чрезмерное государственное регулирование;
· инфляция;
жесткое антитрестовское законодательство;
· чрезмерное количество требуемых документов государственными органами управления;
· высокие правительственные расходы, в ток числе на оборону;
· низкая производительность труда в правительственном аппарате;
· рост цен на энергоресурсы;
· дефицит материальных ресурсов;
· протекционизм;
· субсидии неэффективным предприятиям;
· высокие расходы на содержание государственного аппарата;
· низкий уровень образования;
· враждебное отношение к частному сектору;
· рост доли сферы услуг;
· высокий уровень преступности;
· изменение моральных ценностей;
· рост индивидуализма;
· психология исключительности.
В 80-е гг. наблюдался бум предпринимательства, в основе которого лежали многие причины, в том числе:
· вступление мировой экономики в очередной этап НТР; обострение конкурентной борьбы;
· повышение общего уровня образования и подготовки кадров;
· появление многих новых профессий;
· глубокая трансформация социально-культурной среды, системы ценностей в обществе.
Особо следует выделить такие факторы, как микроэлектронная революция, которая обеспечила высокий уровень информатизации экономической и общественной жизни, а также глубочайшие прорывы в новейших отраслях технологии. |