6.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БАНКРОТСТВЕ
Всего в России было принято три закона о банкротстве (Табл. 5).
Таблица 5
Год
|
Дата
принятия
|
Критерии
банкротства
|
Основные
условия
|
1992
|
1 марта
|
Неоплатность
|
1. Должник в течение 3 месяцев не платит по долгам
2. Обязательства должника превышают его активы или имеет место неудовлетворительная структура баланса
|
1998
|
1 марта
|
Неплатежеспособность
|
1. Сумма требований превышает 500 МРОТ
2. Должник в течение 3 месяцев не платит по долгам
3. Процедура банкротства носит автоматический характер
|
2002
|
26 октября
|
Неплатежеспособность
|
1. Должник в течение 3 месяцев не платит по долгам
2. Совокупность требований к юридическому лицу составляет не менее 100 тыс. руб., к физическому лицу – не менее 10 тыс. руб.
|
Первый закон о банкротстве на протяжении рыночных реформ получил наименьшее развитие, относительно двух последующих. Даже при очевидной финансовой экономической и финансовой несостоятельности должника возбудить против него процедуру банкротства с помощью принятия механизма банкротства было весьма затруднительно.
Второй закон, вступивший в силу 1 марта 1998 года, имел другую крайность – он был «прокредиторский».
Третий закон, вступивший в законную силу в 2002 году, отличается от предыдущим следующим:
- круг лиц, которых можно признать несостоятельными, расширен;
- требования к должнику, на основании которых можно возбуждать дело о банкротстве, определены количественно и увеличены;
- количество лиц, которые могут участвовать в деле, увеличилось;
- изменились процессуальные сроки;
- для некоторых процессуальных действий установлены сроки;
- для некоторых процессуальных действий сроки сняты;
- некоторые сроки увеличены, а некоторые уменьшены;
- реестр требований кредиторов может вести реестродержатель;
- появились нормы о финансовой ответственности арбитражных управляющих, а также профессиональные требования к ним ужесточились;
- появились контролирующие деятельность арбитражных управляющих саморегулируемые организации;
- в период внешнего управления появились новые меры восстановления платежеспособности;
- прописаны некоторые моменты заключения мирового соглашения;
- уточнены особенности несостоятельности стратегических организаций и естественных монополий;
- очередность требований кредиторов изменена;
- появился обратный порядок перехода к внешнему управлению от конкурсного производства;
- проявилась новая процедура – финансовое оздоровление;
- проведение электронных торгов в некоторых случаях строго регламентирована как обязанность арбитражного управляющего.
В соответствии с действующим законом установлено три очереди погашения требований кредиторов:
1. перед гражданами, которым причинен вред жизни или здоровью, компенсация морального вреда, повременные платежи капитализируются;
2. выходные пособия и оплата труда работников по трудовому договору, а также авторские вознаграждения за интеллектуальную деятельность;
3. другие кредиторы.
Кредиторам третьей очереди гасится основная сумма долга и процентов, а упущенная выгода, неустойки или другие штрафные санкции учитываются отдельно и удовлетворяются самыми последними.
Ряд требований кредиторов, связанных с текущими платежами, гасится вне очереди. К ним относятся:
1) судебные расходы, вознаграждение арбитражному управляющему, оплата иных вознаграждений, связанных с ведение дел организациидолжника в период банкротства, например, услуг реестродержателя;
2) оплата труда по трудовым договорам, а также оплата труда других лиц, привлеченных арбитражным управляющим для исполнения им своих обязанностей;
3) коммунальные и эксплуатационные платежи;
4) текущие платежи.
Таким образом, Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 16.10.2002 преследует цели:
- упорядочить дела организации-должника;
- работа по возврату денежных средств кредиторам;
- оздоровление, сохранение организации;
- обеспечение равенства прав и законного распределения финансов между сторонами;
- контроль за заключением неправомерных сделок;
- проведение реструктуризации при возможности;
- создание доверительных отношений у общества к банкротству организаций и недопущение закрытого характера процедур.
Состояние банкротства признается арбитражным судом РФ и указывает не неспособность организации-должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме по денежным обязательства и обязательным платежам. Термины «несостоятельность», «банкротство» принято считать синонимами.
Банкротами могут быть объявлены:
- юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий);
- некоммерческие организации, действующие в форме потребительской кооперации, благотворительного или иного фонда;
- граждане, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства, отсутствующие должники.
К признакам банкротства отнесены: обязательства денежные и обязательные платежи, которые не исполнены три месяца подряд с момента, когда они должны быть исполнены.
К задолженности можно отнести следующие неуплаты:
- за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
- неуплаченный заем и проценты по нему;
- задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения;
- задолженность, возникшая вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.
Не учитываются в составе и размере задолженности:
- подлежащие уплате штрафы (пени) и иные финансовые санкции, проценты за просрочку платежа;
- обязательства перед гражданами за причинение вреда жизни или здоровью;
- обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам;
- обязательства перед учредителями (участниками) должника – юридического лица, вытекающие из такого участия;
- обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику-юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей, к должнику-гражданину – не менее 10 тысяч рублей. Это является основанием признания должника банкротом.
Для подачи в арбитражный суд заявления о банкротстве юридического лица достаточно наличия двух условий:
- совокупного размера задолженности;
- непогашения ее в течение трех месяцев.
Размер денежных требований должен быть подтвержден вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо предоставить арбитражному суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных органов.
Не все могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве организации. Таким правом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Сам должник обращается в суд, когда предвидит состояние банкротства и есть все обстоятельства, что исполнить точно в срок денежные организация не сможет.
Интересы всех кредиторов представляет собрание кредиторов и комитет кредиторов. Организацию и проведение собрания кредиторов осуществляет арбитражный управляющий. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Вправе участвовать без права голоса:
- представитель работников должника;
- представитель учредителей (участников) должника;
- представитель собственника имущества должника-унитарного предприятия.
Собрание проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. Комитет кредиторов собирается, если количество конкурсных кредиторов больше 50-ти.
Большая роль в осуществлении законодательства о банкротстве принадлежит арбитражным судам.
Судья арбитражного суда, рассматривающий дело о банкротстве, должен не только быть квалифицированным, но и обладать множеством знаний в других областях. При этом необходимо неукоснительно следить за соблюдение судебных решений.
Дела о банкротстве рассматриваются судами по месту нахождения должника независимо от того, кто обратился в суд. В качестве особенностей необходимо отметить учет норм законодательства как приоритет, т.к. это не исковое производство, истцов и ответчиков нет, и третьи лица также отсутствуют.
Соблюдение единого порядка рассмотрения таких дел позволяет снижать издержки, обеспечивает равное отношение к организации-должнику и его кредиторам, повышает предсказуемость процедур.
Арбитражный суд может принять решение:
- об отказе в признании должника банкротом;
- о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Также арбитражный суд может вынести следующие определения:
- о введении финансового оздоровления;
- о введении внешнего управления;
- о прекращении производства по делу о банкротстве;
- об оставлении заявлении и признании должника банкротом без рассмотрения;
- об утверждении мирового соглашения.
Закон не преследует цели ликвидации деятельности при наличии признаков несостоятельности у должника. Государственная политика направлена в первую очередь на предотвращение ликвидации. Должник может оказаться в тяжелом материальном положении в силу объективных причин и обстоятельств, которые в случае их устранения позволят сохранить деятельность должника.
6.2. ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
При рассмотрении дела о банкротстве организации применяются процедуры банкротства:
1. Наблюдение, задачами которой выступают: анализ финансового состояния, составление реестра требований кредиторов, проведение первого собрания кредиторов. Продолжительность процедуры – не более чем 7 месяцев.
2. Финансовое оздоровление, задачами которой выступают: восстановление платежеспособности организации, погашение задолженности по графику погашения. Продолжительность – не более чем 2 года.
3. Внешнее управление, задачами которой выступают: восстановление платежеспособности организации, удовлетворение требований кредиторов в полном объеме. Продолжительность – не более чем 18 месяцев с продлением на 6 месяцев.
4. Конкурсное производство, задачами которой являются: соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет продажи имущества должника. Продолжительность не более чем 6 месяцев с продлением на 6 месяцев.
5. Мировое соглашение может вводиться на любой стадии рассмотрения дела, заключить его вправе конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
Основные характеристики процедуры наблюдения можно представить в виде таблицы:
Таблица 6
Процедура наблюдения
Цель применения к должнику:
|
• обеспечить сохранность имущества должника;
• составить реестр требований кредиторов;
• провести первое собрание кредиторов
|
К кому не применяется:
|
• к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации;
• к отсутствующему должнику;
• к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств;
• к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями
|
Продолжительность
|
Не более 7 месяцев
|
Момент начала процедуры:
|
При подаче заявления конкурсными кредиторами и уполномоченным органом по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику на основании определения арбитражного суда. При подаче заявления самим должником с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом
|
Орган управления:
|
Руководит организацией орган управления под контролем временного управляющего
|
Особенности:
|
Невозможны: ликвидация, реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, представительств; выпуск ценных бумаг, выход из состава участников, выплата дивидендов; сделки с имуществом, превышающим 5 % балансовой стоимости активов. Сделки, связанные с выдачей займов, кредитов, поручительств, гарантий и т.п., возможны только с разрешения временного управляющего, назначаемого арбитражным судом.
|
Окончание процедуры:
|
С момента:
• признания должника банкротом и открытия конкурсного производства;
• введения финансового оздоровления;
• введения внешнего управления;
• утверждения мирового соглашения
|
Наблюдение – это подготовительная и обязательная процедура для сбора данных, на основании которых принимается решение о ликвидации организации или о ее оздоровлении. Кроме того, если организация находится в состоянии банкротства, то ей необходимо время на оценку финансового состояния и на оповещение всех необходимых лиц.
Когда арбитражный суд выносит определение о введении наблюдения, он указывает на следующие положения:
- обоснованы заявленные требования или нет;
- утверждение временного управляющего;
- источник выплаты временного управляющего и размер его вознаграждения.
Если кандидатура временного управляющего не может быть выдвинута, то данный вопрос откладывается не более чем на 15 дней.
В период наблюдения руководители организации-должника не отстраняются от управления и осуществляют свои обычные полномочия с некоторыми ограничениями. Временный управляющий действует при этом параллельно.
К ограничениям органов управления организации относится ряд сделок, которые они могут совершать только с письменного согласия временного управляющего. К ним относятся:
- сделки о распоряжении имуществом организации, стоимость которого по балансу превышает 5% от всех активов по состоянию на день введения наблюдения;
- сделки по получению кредитов или по выдачи кредитов, поручительств или гарантий, уступками прав требований, переводом долга, доверительным управлением имуществом.
Контроль над сделками осуществляет временный управляющий. Если письменное согласие на совершение указанных сделок временным управляющим не дано, то они могут быть аннулированы, признаны судом недействительной. Такой порядок действий предусмотрен для того, чтобы обезопасить организацию-должника от ликвидации вследствие совершения подобной сделки. Вместе с тем, на практике бывают ситуации сговора временного управляющего и руководителя организации, но такое случается редко.
Некоторые решения в процедуре наблюдения вообще не могут быть приняты:
- о реорганизации или ликвидации организации;
- об участии в юридических лицах или создании юридических лиц;
- о создании представительств и филиалов;
- о распределении прибыли и выплате дивидендов;
- о выпуске облигаций или эмиссия иных ценных бумаг, кроме акций;
- о выходе из состава юридического лица, приобретении акций;
- об участии в холдингах, союзах и иных видах интеграции. Временный управляющий осуществляет свою деятельности по направлениям:
- сохранности имущества и контроль за руководством организации;
- изучение финансового состояния.
После окончание процедуры наблюдения арбитражным управляющим составляется отчет и предоставляется в суд. В отчете указывается информация о финансовом состоянии и о возможности или об отсутствии возможности оздоровления организации.
Задача формирования списка кредиторов и суммы долгов также находятся в обязанности временного управляющего. Сами требования кредиторов должны быть направлены в арбитражный суд, временному управляющему и должнику. К требованиям прилагается судебный акт или иные подтверждающие документы. В соответствии с определением арбитражного суда данные требования включаются в реестр требований кредиторов.
Первому собранию кредиторов в законе отведено значительное место. Проведение первого собрания необходимо с целью определения дальнейшей судьбы организации-должника. Оно проводится не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения. На первом собрании кредиторов могут быть приняты следующие решения:
- обращение в арбитражный суд с заявлением (ходатайством) о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- вопросы образования комитета кредиторов, требования к кандидатуре арбитражного управляющего, выбор саморегулируемой организации, реестродержателя, иные вопросы.
Временный управляющий назначает дату проведения собрания кредиторов и оповещает всех необходимых лиц: конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, работников, представителей указанных лиц и др. Решения первого собрания кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа участвующих лиц. Протокол проведения первого собрания готовится временным управляющим и направляется в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания.
Суд руководствуясь решением первого собрания кредиторов, отчета временного управляющего выносит соответствующее определение. Если же на первом собрании кредиторов решения о введении следующей процедуры не принято, то суд вправе отложить рассмотрение дела. Если же до окончания процедуры наблюдения такого решения так и не принято кредиторами. То суд решает этот вопрос самостоятельно. Правила принятия следующие:
- если есть ходатайство, то вводится финансовое оздоровление;
- если нет необходимости вводить финансовое оздоровление, но поправить финансовое положение возможно, то вводится внешнее управление;
- третий вариант – конкурсное производство, в этом случае должник признается банкротом.
При наступлении другой процедуры банкротства процедура наблюдения завершается.
Финансовое оздоровление – необязательная процедура, которая может быть введена по заявлению собрания кредиторов. В первое собрание кредиторов выносить данное предложение могут:
- учредители организации;
- собственник имущества организации;
- уполномоченный государственный орган;
- иные лица.
Для введения данной процедуры должен быть разработан план финансового оздоровления, составлен график погашения задолженности, собраны сведения об обеспечении исполнения обязательств.
Последствия введения финансового оздоровления:
- кредиторы могут предъявить денежные требования только с соблюдением законного порядка;
- ранее принятые меры по обеспечения требований кредиторов отменяются;
- аресты на имущества могут быть наложены только в рамках процедуры банкротства;
- возмещение имущественных взысканий по исполнительным листам приостанавливается;
- требования по выделению доли в имуществе удовлетворять запрещено;
- дивиденды не выплачиваются;
- перестают начисляться штрафы, пени, проценты и иные штрафные санкции.
Дополнительные требования кредиторов, которые не были учтены в процедуре наблюдения, могут быть выплачены не позднее одного месяца после погашения задолженности по графику.
В период финансового оздоровления руководитель организации может быть отстранен арбитражным судом по заявлению собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, которые предоставили обеспечение.
Арбитражный управляющий в процедуре финансового оздоровления называется административным управляющим, утверждается судом, в обязанности входит:
- ведение реестра требований кредиторов;
- созыв собрания кредиторов;
- рассмотрение отчетов о выполнении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
- контроль за исполнением текущих требований;
- контроль за погашением в соответствие с графиком требований кредиторов.
К правам административного управляющего относятся:
- запрос информации о текущей деятельности организации у органа управления;
- принимать участие в инвентаризации;
- согласовывать сделки, установленные законом;
- информировать кредиторов о выполненной работе;
- ходатайствовать об отстранении руководителя;
- ходатайствовать о дополнительных мерах по сохранности имущества должника.
График погашения задолженности организации должен быть выполнен за один месяц до окончания процедуры финансового оздоровления. В этот же срок предоставляется отчет о выполнении плана финансового оздоровления административному управляющему.
По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:
- определение о прекращении производства по делу;
- определение о введении внешнего управления;
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не должен превышать два года. Если с начала финансового оздоровления и до момента решения судом вводить следующую процедуру прошло более 18 месяцев, то внешнее управление не может быть введено.
Внешнее управление – необязательная процедура, направлена на сохранение деятельности организации, восстановление финансового состояния, вводится арбитражным судом.
Продолжительность внешнего управления может составлять 12 месяцев с продлением еще на 6 месяцев.
Арбитражный управляющий в данной процедуре называется внешним управляющим. Кандидатуру внешнего управляющего и продолжительность процедуры определяются собранием кредиторов.
Последствия внешнего управления:
- отстранение органа управления (непосредственный руководитель, собрание акционеров, совет директоров, правление и т.д.) организации, всеми делами занимается внешний управляющий;
- переход некоторых полномочий органа управления, например, к комитету кредиторов;
- бухгалтерские и иные документы должника должны быть переданы внешнему управляющему;
- ранее принятые меры по обеспечению требований снимаются, аресты могут быть наложены только по законодательству о банкротстве;
- вводится мораторий на удовлетворение требований, т.е. исполнение всех денежных обязательств и уплата обязательных платежей приостанавливается, финансовые средства необходимы для улучшения финансового состояния в данной процедуре.
Мораторий однако распространяется не на все требования:
- на денежные обязательства и обязательные платежи, срок которых наступил после введения внешнего управления;
- требования о выплате заработной платы, а также авторских гонораров, возмещение морального вреда, вреда жизни и здоровью.
Внешний управляющий полностью заменяет руководителя организации. По результатам он представляет отчет собранию кредиторов. Затем отчет направляется в суд, и суд выносит решение.
В рамках данной процедуры предусмотрены меры по восстановлению платежеспособности:
- закрытие нерентабельных производств;
- продажа части имущества;
- взыскание дебиторской задолженности;
- перепрофилирование производства;
- уступка прав требований;
- исполнение обязательств собственником имущества;
- увеличение уставного капитала;
- размещение дополнительных акций;
- продажа предприятия должника;
- замещение активов организации-должника;
- иные.
По результатам отчета внешнего управляющего в арбитражный суд собрание кредиторов может ходатайствовать о:
- прекращении дела в связи с удовлетворением требований
- продлении срока внешнего управления;
- признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
- заключении мирового соглашения.
Важно отметить, что в данной процедуре деятельность внешнего управляющего контролирует общее собрание кредиторов.
Конкурсное производство вводится, когда арбитражным судом организация признается банкротом. Срок данной процедуры – не более одного года с продлением на 6 месяцев.
Основание признания организации банкротом – отсутствие возможности погасить денежные обязательства или уплатить налоги, при этом сумма долгов превышает стоимость имущества.
Последствия конкурсного производства
- срок исполнения всех денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, возникших до открытия конкурсного производства, считается наступившим;
- неустойка, проценты и иные финансовые санкции прекращают начисляться;
- сведения о финансовом состоянии организации перестают быть конфиденциальными;
- сделки по отчуждению имущества допускаются только в порядке конкурсного производства;
- исполнительные документы более не возмещаются;
- ранее наложенные аресты имущества снимаются;
- исполнение обязательств допускается только в рамках данной процедуры;
- органы управления организации отстранены.
Конкурсный управляющий утверждается арбитражным судом. Он публикует необходимые сведения о признании банкротом в «Российской газете» не позднее пяти дней со дня его назначения.
Контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляют:
- комитет кредиторов или собрание кредиторов, им управляющий обязан предоставлять отчет;
- арбитражный суд.
Важно рассмотреть положения о конкурсной массе.
Конкурсная масса — все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. В составе имущества должника отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога.
Некоторое имущество не входит в конкурсную массу:
1) имущество, изъятое из оборота;
2) имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности;
3) социально значимые объекты (общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения). Они продаются путем проведения торгов в форме конкурса в таком же порядке, как и остальное имущество;
4) ценные бумаги организации;
5) имущество, на которое не моет быть обращено взыскание и неликвидное имущество, либо имущество на сумму не более 100 МРОТ;
6) При банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства — имущество, принадлежавшее главе и членам этого хозяйства на праве собственности.
Необходимо рассмотреть особенности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с законодательно установленной очередностью.
Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные издержки должника, удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе процедур банкротства, выплачиваются налоги и обязательные платежи, обязанность по которым возникла после открытия конкурсного производства. После внеочередных выплат следует три очереди. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований пре-
дыдущей очереди.
1-я очередь – выплаты гражданам за вред, причиненный жизни и здоровью;
2-я очередь – выходные пособия уволенным работникам:
оплата труда работающим по трудовым договорам, по контракту;
учитывается непогашенная задолженность;
по авторским договорам, в т. ч. непогашенная задолженность;
3-я очередь – расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра, удовлетворяются из оставшегося имущества должника.
Необходимо отметить, что существует определенный порядок погашения требований в рамках третьей очереди.
Требования этой очереди удовлетворяются в следующем порядке:
1) требования по гражданско-правовым обязательствам, за исключением требований первых двух очередей;
2) возмещение убытков в форме упущенной выгоды, взыскание неустойки (штрафов, пени) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения задолженности и причитающихся процентов.
Если после завершения расчетов с кредиторами осталось имущество, а кредиторы отказались от него для погашения своих требований и отсутствуют заявления собственника, учредителей (участников) о правах на него, то это имущество передается органам местного самоуправления по месту нахождения должника.
Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право предъявить требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника, в течение 10 лет после окончания производства по делу о банкротстве.
Продажа имущества на открытых торгах осуществляется конкурсным управляющим после проведения инвентаризации и оценки имущества должника, начальная цена продажи определяется независимым оценщиком. Порядок и сроки продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов, а при наличии разногласий эти вопросы решает суд.
При продаже имущества стоимостью свыше 200 млн. руб. для проведения торгов привлекается государственная специализированная организация, уполномоченная Правительством РФ.
Конкурсный управляющий в течение десяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляет это определение в орган, в который должны представляться необходимые документы для осуществления государственной регистрации предприятия-должника в связи с его ликвидацией.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т. е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон.
Должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после открытия конкурсного производства.
Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником или руководителем должника (в период наблюдения), внешним управляющим (во время внешнего управления) или конкурсным управляющим (во время конкурсного производства).
Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом, о чем указывается в определении арбитражного суда об утверждении мирового соглашения, где говорится о прекращении производства по делу о банкротстве.
Мировое соглашение должно содержать положение о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника. При составлении мирового соглашения стороны могут использовать любые предусмотренные гражданским законодательством способы прекращения обязательств: предоставление отступного, новацию обязательства, прощение долга, а также другие условия, связанные с реструктуризацией задолженности.
С даты утверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращается производство по делу о банкротстве, прекращаются предприятий полномочия арбитражного управляющего, который, тем не менее, продолжает исполнять обязанности по управлению должником до даты назначения (избрания) руководителя должника.
Особым условием заключения мирового соглашения является погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Мировое соглашение может быть расторгнуто по решению арбитражного суда в случае неисполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее одной четвертой требований кредиторов.
В Федеральном законе «О банкротстве (несостоятельности) предприятий» используется понятие «досудебная санация» — единовременное выделение денежных средств внешним инвестором на оздоровление и предотвращение банкротства предприятия.
Санация предприятия проводится в трех основных случаях:
1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
2) если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации;
3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов предприятия-должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.
В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм.
1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия):
• погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;
• погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;
• перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;
• выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.
2. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.
Процесс реорганизации санируемых предприятий требует предварительной разработки проекта санации. Разработка такого проекта осуществляется, как правило, представителями санатора, предприятия-должника и независимых аудиторов. В этом проекте отражаются: экономическое и финансовое состояние предприятия-должника к началу санации; основные причины, обусловившие критическое финансовое состояние предприятиядолжника; цель и формы санации; план санирования с выделением первоочередных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия; расчет эффективности предложенной формы санирования; формулировка критериев (условий), обеспечивающих успех проведения санации в предложенной форме.
Основой выбора какой-либо формы санации является расчет ее эффективности. Эффективность определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и затрат на проведение санации в предложенной форме.
Состав участников санации определяется исходя либо из преимущественного права некоторых категорий лиц, либо по результатам проводимого судом конкурса желающих принять участие в санации. Первоочередное право на участие в проведении санации признается за собственником предприятия-должника, кредиторами, членами трудового коллектива этого предприятия.
Конкурс проводится, если собственник предприятия-должника или члены трудового коллектива не воспользовались своим правом, а также с согласия собственника предприятия-должника и кредиторов в иных случаях.
Участники санации вырабатывают общее соглашение, направленное на обеспечение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, распределение между участниками ответственности перед кредиторами, определение ответственности участников санации в случае их отказа от участия в ней после ее начала и т. д. При этом по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 45% от общей суммы требований кредиторов. Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.
Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ 6
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие законы о банкротстве принимались в России и чем они отличались?
2. Верно ли утверждение, что целью закона о банкротстве является спасение бизнеса жизнеспособного предприятия?
3. Кто может быть объявлен банкротом?
4. Какие можно выделить признаки банкротства?
5. Назовите основания признания должника банкротом.
6. Какие установлены процедуры банкротства предприятия?
7. Установлен ли законодательно срок процедуры банкротства – наблюдение?
8. Кто руководит предприятием-должником в период процедуры банкротства – наблюдение?
9. Является ли наблюдение обязательной процедурой?
10. Перечислите основные направления деятельности временного управляющего в период наблюдения?
11. Дайте определение процедуре банкротства – финансовое оздоровление.
12. Каковы основные последствие введения финансового оздоровления?
13. При финансовом оздоровлении обязан ли арбитражный суд отстранить руководителя предприятия-должника от должности?
14. Кто составляет и из чего состоит план финансового оздоровления?
15. Назовите срок действия внешнего управления и кто осуществляет анализ финансового состояния должника и возможности его восстановления.
16. Какие меры по восстановлению платежеспособности должника могут быть предусмотрены планом внешнего управления?
17. Когда должник юридически становится банкротом?
18. Назовите основные последствия принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
19. Что входит в обязанности конкурсного управляющего?
20. Что не входит в конкурсную массу?
21. Назовите очередность удовлетворения требований кредиторов.
22. Что представляет собой мировое соглашение?
23. Дайте определение понятию «досудебная санация».
Тест
1. Подберите к каждому понятию слева его определения справа.
1
|
Санация
|
А
|
процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами
|
2
|
Наблюдение
|
Б
|
процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанного банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов
|
3
|
Финансовое оздоровление
|
В
|
процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализ финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов
|
4
|
Мировое соглашение
|
Г
|
процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности
|
5
|
Конкурсное производство
|
Д
|
Меры, принимаемые собственником имущества должника унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве
|
2. Банкротство должно преследовать в первую очередь цели:
а) фискальные; б) экономические; в) политические; г) социальные.
3. Интересы государства как кредитора в процессе банкротства представляют:
а) ФСФО (Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству);
б) Минфин (Министерство финансов Российской Федерации);
в) МЭРТ; (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации);
г) СРО (саморегулируемые организации арбитражных управляющих);
д) ФНС России (Федеральная налоговая служба).
4. Выделите внешние признаки несостоятельности (банкротства):
а) убытки;
б) превышение размеров заемного капитала над размерами собственного капитала;
в) неспособность обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев с момента наступления сроков их исполнения.
5. Банкротство наступает:
а) по решению арбитражного суда;
б) при несостоятельности и неплатежеспособности предприятия;
в) в результате решения кредиторов;
г) правильны ответы б) и в).
6. Критерии банкротства юридического лица:
а) объем требований кредиторов не менее 100 тыс. руб. с просроченным сроков возврата не менее трех месяцев;
б) стоимость обязательств юридического лица превышает стоимость его имущества;
в) объем требований кредиторов не менее 50 тыс. руб. с просроченным сроков возврата;
г) верно а) и б).
7. Исключите ненужное в требованиях законодательства к арбитражному управляющему:
а) лицензия;
б) регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
в) высшее образование;
г) членство в СРО;
д) сдача специального теоретического экзамена;
е) договор обязательного страхования ответственности.
8. Арбитражный управляющий назначается:
а) кредиторами;
б) арбитражным судом;
в) саморегулируемой организацией арбитражных управляющих;
г) самим предприятием-должником.
9. Укажите максимальное число СРО, в которых может быть зарегистрирован арбитражный управляющий:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) без ограничений.
10. Арбитражный управляющий на стадии финансового оздоровления называется:
а) временным управляющим;
б) административным управляющим;
в) внешним управляющим.
11. В каких из перечисленных ниже процедурах банкротства руководитель предприятия не отстраняется от должности:
а) наблюдение;
б) финансовое оздоровление;
в) внешнее управление;
г) конкурсное производство.
12. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", применяются правила:
а) ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
б) международного договора РФ;
в) на усмотрение участников отношений;
г) в судебном порядке.
13. Правом на обращение в арбитражный суд обладают:
а) должник;
б) уполномоченные органы;
в) конкурсный кредитор;
г) все вышеперечисленные.
14. Первое общее собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем:
а) 30% голосов от общего числа голосов;
б) 50% голосов от общего числа голосов;
в) 75% голосов от общего числа голосов;
г) нет правильного ответа.
15. Протокол собрания кредиторов направляется в арбитражный суд с даты проведения собрания кредиторов не позднее чем через:
а) 5 дней;
б) 7 дней;
в) 10 дней;
г) 14 дней.
16. Количественный состав комитета кредиторов должен быть не:
а) менее чем 3 человека и более чем 11 человек;
б) менее чем 5 человека и более чем 13 человек;
в) менее чем 3 человека и более чем 7 человек;
г) менее чем 3 человека и более чем 13 человек;
17. В каком случае для ведения реестра кредиторов требуется реестродержатель?
18. В случае введения процедуры наблюдения должник вправе:
а) выплачивать дивиденды своим учредителям;
б) брать кредит в банке;
в) выпускать облигации;
г) принимать решение о реорганизации.
19. Подберите каждой процедуре банкротства соответствующий срок:
Наблюдение
|
А
|
Не более 2 лет
|
Финансовое оздоровление
|
Б
|
Не более 7 месяцев
|
Внешнее управление
|
В
|
Не более 18 месяцев с продлением еще на 6 месяцев
|
Конкурсное производство
|
Г
|
Не более 6 месяцев с продлением еще на 6 месяцев
|
20. Предприятие ликвидируется как неплатежеспособное в процедуре конкурсного производства. Укажите последовательность удовлетворения денежных требований в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)":
а) работников предприятия;
б) Пенсионного фонда РФ;
в) конкурсного управляющего.
21. В процедуре конкурсного производства арбитражный управляющий сформировал конкурсную массу в объеме 28 млн. руб. Требования кредиторов: бюджет 15 млн. руб., Пенсионный фонд 15 млн. руб., по зарплате трудового коллектива предприятия 4 млн. руб., возмещение вреда жизни и здоровью работников 6 млн. руб. Распределите конкурсную массу между кредиторами.
22. Укажите категории юридических лиц, к которым Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" применяется с особенностями: |