Главная » Учебно-методические материалы » ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Антикризисное управление: учебное пособие. Н.В. Пузина

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
02.11.2017, 12:59

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Кризисные ситуации регулируются государственной политикой путем разработки и реализации стратегии развития, охватывающее и государство, и общество. Данная стратегия направлена на преодоление кризисных ситуаций в социально-экономической системе, на обеспечение равновесного состояния институциональной составляющей системы. Усилия государства должны сосредотачиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.

Различают несколько состояний экономики, от которых зависят выполняемые государством функции. Стабильное состояние предполагает государственное регулирование путем мониторинга экономической ситуации, совершенствования законодательства, структуры государственного аппарата и управления государством.

В неустойчивом состоянии при возникновении угрозы кризиса государство осуществляет контроль за рядом организаций или отраслей, под государственным контролем также могут находится цены, выпуск некоторых товаров (государственный заказ на производство необходимых товаров в нужном объеме).

В кризисном состоянии сложилась тенденция функционирования фондов. Распределение финансов через фонды эффективно регулирует процессы обращения, доходов и потребления, ценообразования. В кризисном периоде такая система регулирования скорее принуждает экономических субъектов выполнять те или иные действия, она имеет черты административно-командной системы.

Государственное антикризисное управлении выполняет свою роль, заключающуюся в оптимальном сочетании государственного регулирования в условиях рыночной экономики. Такое сочетание позволяет эффективно разрешать противоречия, возникающие на микрои макроуровнях.

Вмешательство государства не обязательно должно выражаться в организации какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях.

Роль государства в антикризисном управлении выражена в его функциях в системе общественных отношений:

1. Публично-правовая роль предполагает административное управление и законодательное регулирование. Сюда также можно отнести сбор налогов, поддержание и развитие финансовой системы страны, эмиссию национальной валюты, поддержание национального курса валюты и др.

2. Гражданско-правовая роль заключается в том, что государство является участником гражданских отношений и вступает во взаимодействие с другими участниками, например, в сфере несостоятельности (банкротства) организаций государство может выступать собственником, должником или кредитором.

Государственное антикризисное регулирование можно классифицировать:

- нормативно-законодательное регулирование;

- регулирование финансовой сферы экономики;

- промышленная политика государства;

- политика перераспределения доходов.

Нормативно-законодательное регулирование предполагает наличие и совершенствование правовой базы для осуществления антикризисного управления. Это, прежде всего, законодательство о банкротстве, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, включающий правовые нормы банкротства (статьи 25,64,65), другие кодексы (Уголовный, Налоговый, Трудовой), основной закон о банкротстве (2002 года), ряд законов о банкротстве отдельных организаций, например, естественных монополий или кредитных организаций, постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и ведомственные акты по вопросам банкротства и финансового оздоровления.

Второй подвид финансовое регулирование основан на финансовых рычагах, включающих бюджетную систему страны, элементы бюджетной политики. Данные мероприятия, проводимые государством, в основном обеспечивают финансовую поддержку наиболее нуждающимся в период кризиса, а также для устранение возможных или уже наступивших отрицательных последствий.

Бюджетная политика преследует собственные задачи в период кризиса:

обеспечение условий для управления экономкой;

поддержание хотя бы на минимальном уровне социальных потребностей, а также смягчение напряженности в обществе, в частности вызванных проводимыми реформами;

устранение диспропорций между уровнями социально-экономического развития территориальных единиц государства за счет повышения эффективности межбюджетных отношений.

Государственная промышленная политика как третий подвид предполагает прогнозирование приоритетов развития с промышленности, направлена на разработку мер по стимулированию инвестиционных программ, конечной целью которых является проведение реформ, ликвидацию устаревших видов производства.

Необходимо отметить, что государственная собственность приоритетов не является, а приоритет это эффективная деятельность по ее управлению, повышению эффективности ее использования.

К чертам государственной промышленной политики относят:

определение приоритетных направлений или «точек роста»;

поиск ресурсов для развития данных направлений;

создание условий для привлечения частного капитала;

проведение конкурса для отбора участников в реализации инвестиционных программ;

разработка эффективных механизмов регулирования и организация контроля за реализацией.

Наконец, четвертый подвид государственного антикризисного регулирования перераспределение доходов находит свое отражение в социальной защите населения государства или его отдельных групп. Речь идет о гарантии минимального социального пакета за счет федерального бюджета, формирование которого происходит путем системы налогообложения. Общие тенденции таковы: перераспределение доходов происходит в пользу наименее обеспеченных слоев населения, если речь идет о финансировании развития регионов, то перераспределение осуществляется в пользу дотационных.

Реформы предполагают коренные изменения в обязанностях государства, предприятия и гражданина. В условиях советской системы экономические функции государства сводились в основном к удовлетворению запросов и потребностей не только людей, но и предприятий. В условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Люди сами несут ответственность за поиск для себя работы и реализацию своих возможностей. Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны.

Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий. Прежде всего, это развитие законодательной базы и исполнения всеми законов. В обществе, где не создана государственно-правовая система, гарантирующая силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, растет теневая экономика.

Как собственник государство крайне заинтересовано в расширенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала. Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от управления ею.

Свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах. Во-первых, это предприятия федерального подчинения. Организацию управления ими как преимущественными комплексами осуществляет Министерство государственного имущества России. Оперативное руководство (управление) производством осталось за отраслевыми министерствами и ведомствами. Такое разделение функций повлекло за собой множество проблем, хотя задумывалось с целью более эффективного управления предприятиями.

Во-вторых, это предприятия с государственной долей участия в уставном капитале. На этих предприятиях государственная доля акций не подлежит продаже, и они также являются объектами воздействия со стороны государства. Осуществляется оно путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства.

В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, до последнего времени приоритетным направлением в этой области является продажа недвижимости для пополнения государственного бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регулирования через систему национального имущества, предлагаемый учеными Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН). Суть его заключается в организации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников.

В-четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения.

2.2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования едва ли можно встретить совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда не следует, что развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, но и абсолютно необходимо.

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно. С одной стороны, элемент администрирования несет в себе любой экономический регулятор хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой. С другой стороны – в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.

Хотя экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Такое случается там, администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительские качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, т.е. весь хозяйственный процесс.

Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

До настоящего времени в России просматривается, по крайней мере, шесть областей, где административные приемы достаточно эффективны. Необходим прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регулятора косвенного воздействия, здесь недопустимо даже государственное регулирование цен.

Вторая область преимущественного административного регулирования побочные эффекты рыночных процессов. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны или неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.

Кроме экологических есть немало и других стандартов. Разработка таковых, контроль над их соблюдением всеми, кто участвует в функционировании экономической системы образуют еще одну, третью область административного регулирования.

Четвертая область определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеются в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п.

Административные приемы оказываются полезными и тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.

Шестая область реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношений предприятий государственного сектора. Экономической пространство, на которые распространяются административные методы, весьма обширно. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.

2.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Институт банкротства функционирует в условиях рыночной экономики, главное условие такого функционирования – сформированная среда экономики, которая должна быть конкурентной площадкой для экономических субъектов. Конкурентные условия всегда предполагают наличие более сильных компаний и аутсайдеров. Экономические субъекты взаимодействуют между собой через технологические и производственные цепочки. Связь происходит через организации, которые являются одновременно потребителями и поставщиками, кредиторами и дебиторами. Если в какой-либо организации возникает кризисное явление или усиливается кризисное состояние, возникает цепная реакция, что отражается на других организациях и может отразиться на экономике в целом. Экономисты в таком случае говорят о разрывов или «закупоривании» финансовых и товарных потоков. Другими словами, кризисное состояние организации приводит к нехватке финансовых ресурсов, организация начинает нарушать взятые на себя обязательства, не в состоянии погасить накапливающиеся долги, вынуждена снижать объемы производства продукции.

Сложная экономическая ситуация организации негативно влияет и на других взаимодействующих с ней субъектов:

кредиторы ждут возврата долгов организации;

организации, поставляющие сырье и материалы данной организации или являющиеся потребителями продукции, не желают нарушать деловые связи и терять надежных партнеров;

собственники и работающий персонал организации напрямую заинтересованы в продолжении организацией экономической деятельности;

государству также невыгодно терять налогоплательщика, который к тому же предоставляет рабочие места для населения.

Вместе с тем, кризисная ситуация в организации может быть связана с ошибками собственников управлять организацией, эффективно налаживать хозяйственную деятельность, производственный процесс, тогда интересы общества и государства будут несколько иными. Последним выгодно заменить неэффективную организацию и на другую, способную развиваться и приносить экономике и обществу пользу.

Важной задачей регулирования состояний банкротства на государственном уровне является поддержка предпринимательства при временных неудачах или трудностях, в том числе связанных с неквалифицированным руководством. При возможности восстановления финансовой устойчивости бизнеса в короткие сроки, сохранения нормального функционирования организации с прежним количеством рабочих мест, сохранения хозяйственных связей, оставления организации в качестве налогоплательщика задачей государства выступает сохранение имущества организации от преждевременного деления в счет оплаты долгов перед кредиторами.

Институт банкротства призван решить указанные задачи. Правовую основу данного института составляют российские законы и подзаконные акты, методические указания и правила, которые направлены на повышение эффективности проведения процедур банкротства. Организационную основу института банкротства составляют судебная система, представленная арбитражными судами, арбитражные управляющие, саморегулируемые организации (СРО), регулирующие и уполномоченные государственные органы, высшие учебные заведения и другие образовательные учреждения, которые осуществляют подготовку арбитражных управляющих.

Финансовую основу функционирования института несостоятельности составляют издержки за счет средств должника, кредитора, арбитражного управляющего. Сопровождение процедур банкротства, в том числе издержки по оплате услуг арбитражного управляющего, судебные расходы финансируется за счет средств должника или организации, в отношении которой начата процедура банкротства. Часть издержек в рамках законодательства о банкротстве может быть погашена кредитором, например, расходы на досудебную санацию для финансового оздоровления. Эти же расходы могут быть покрыты за счет бюджетных средств. В связи с этим государство также решает вопрос о формировании условий для вложения частного капитала в систему антикризисного управления и института несостоятельности.

В 1990-е годы 20 века для реализации государственных функций в указанной сфере было создано специальное учреждение. Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (ФУДН России), однако долго оно не функционировало. В 1997 году данное управление было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФСДН России), в 1998 году последовало опять преобразование в Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России), которое в 2004 году было ликвидировано Правительством Российской Федерации.

К функциям указанного государственного органа, регулирующих отношения банкротства в стране, относились:

- проведение государственной политики по предупреждению банкротства хозяйствующих субъектов;

- государственное регулирование отношений, возникающих в институте банкротства;

- представление интересов государства как кредитора и как собственника;

- контроль за платежами и расчетами.

На этапе формирования данного института такое сочетание функций, сконцентрированных в одном государственном органе, было оправдано. Однако с развитием отношений стали возникать серьезные противоречия. Например, нормативно-законодательная деятельность в сфере банкротства предполагала создание таких норм, которые с одной стороны регламентировали поведение государства как заинтересованной стороны в процессе представления экономических интересов как собственника и как кредитора. Поэтому требовались изменения в регулировании данной сферы.

В 2002 году был принят новый закон о банкротстве, который предусматривал разделение функций государственных органов и выделил регулирующие и уполномоченные органы. В результате чего нормотворческие функции были возложены на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, интересы государства как кредитора стали представлять налоговые органы, интересы государства как собственника стал представлять орган управления государственной собственностью (Росимущество). Определенные функции регулирующего органа исполняло Министерство юстиции РФ, впоследствии – Федеральная регистрационная служба РФ.

2.4. КРИЗИСЫ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ РЕГУЛЯЦИИ

С позиции менеджмента объектом управления является организация, внутри которой происходят различные операции (административные, финансовые, учетные, коммерческие, технические, страховые). Данные операции можно представить графически (Рис. 6).

Если рассматривать интересы разных экономических субъектов, то организация выполняет разные роли. Для акционера организация важна с точки зрения движения финансовых средств. Для государства организация участвует в формировании экономического потенциала страны. Для общества организация выполняет социальную функцию, в частности, участвует в формировании семейного потребления, влияет на демографическое развитие, на воспитание нового поколения.

Еще одним объектом регулирования наряду с организациями являются домохозяйства. И домохозяйства, и организации имеют общую цель – устойчивое развитие, снижение уровня бедности, повышение уровня образования, формирование эффективной системы здравоохранения, защита окружающей среды и др. В связи с этим антикризисное управление со стороны государства направлено и на организации, и на домохозяйства.

В условиях рыночной экономики задаче менеджмента выступает оптимизация решаемых задач. Например, к таким задачам можно отнести вопросы прогнозирования экономического развития, вопросы поддержки развития экономических субъектов, испытывающих временные трудности, вопросы оптимизации механизма государственного регулирования.

Цели экономических субъектов различны, с одной стороны это максимизация прибыли, с другой стороны – эффективное использование дохода. Равновесие хозяйствующих субъектов в условиях рынка может быть нарушено по разным причинам. При высокой степени монополизации рынка может обостриться социальная обстановка. При глубоком вмешательстве государства в экономику эффективность функционирования организаций может снижаться. Высокая инфляция будет сильно влиять на доходы домохозяйств. Нарушение равновесия может привести к кризису, т.е. наблюдается обострение противоречий внутри прежнего способа регуляции.

С позиции теории регуляции выделяется несколько видов кризисов:

- кризис как результат внешнего шока. В данном случае возникновение кризиса связано с нехваткой ресурсов по причине природной или экономической катастрофы;

- циклический кризис, т.е. это только одна из фаз экономического цикла, при которой наблюдается снижение социальных и экономических показателей;

- структурный (большой) кризис представляет противоречия долгосрочного характера, когда экономическая и социальная системы находятся в противоречии со способом развития;

- кризис системы регуляции связан с существующей системой, когда способ производства оказывается нежизнеспособным, система не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, капитал используется неприбыльно, неэффективно происходит распределение стоимости структура общественного спроса.

В этой связи французский экономист Р. Буайе выделяет 4 типа кризисов:

1)  кризис с нарушением характера;

2)  кризис с частичным нарушением в системе регуляции;

3)  кризис системы регуляции;

4)  кризис режима накопления и системы регуляции.

Менеджер в своей исследовательской деятельности преследует цель узнать причины роста объемов производства, причины нестабильности работы организации. Эта цель совпадает и для государственного регулирования кризисных ситуаций.

К вопросам регулирования в разных системах подходят по-разному. В административной экономике под регулированием понималось скорее установление правил поведения, например, регулирование оплаты труда заключалось в установлении тарифных ставок и должностных окладов. В рыночной экономике регулирование представляет другой процесс, который напрямую связан с повышением эффективности.

Экономическая эффективность может рассматриваться в ряде проявлений:

- эффективность производства, отражающее оптимальное сочетание ресурсов, обеспечивающее максимальный выпуск продукции при определенном количестве затрат. Например, строительство многоквартирного дома осуществляется по проекту, в рамках которого уже рассчитаны затраты на материалы. Задача производства – построить дом с минимальными потерями бетона и с минимальными простоями оборудования и машин. Кроме того, выбранный проект строительства должен соответствовать производственным технологиям на момент строительства и учитывать цены на ресурсы. Такой подход к эффективности объясняет различия между странами. Процесс строительства в России – это трудоемкий процесс, тогда как в Германии считается капиталоемким;

- эффективность структуры продукции (производство продукции в оптимальном сочетании). Из предложенных альтернатив всегда выбирается наилучший вариант производства одного товара или наилучший вариант, который позволяет производить несколько товаров. С вышеуказанным примером ситуация выбора представлена вариантами строительства многоквартирного дома, строительство больницы или детского сада;

- эффективность потребления для максимизации удовлетворения потребностей с учетом уровня доходов и уровня цен на товары. Динамическое потребление в отличие от статического является более трудной задачей и решает вопрос распределения средств между текущим потреблением и инвестированием. Во избежание кризиса системы регуляции или в целях снижения негативного эффекта от него важное место принадлежит разработке стратегии, которая предусматривает причины возникновения кризисных ситуаций, дает качественную и количественную оценку возможных потерь, включает мероприятия по выходу из кризиса.

Вместе с тем, даже на уровне государства антикризисные стратегии, предшествующие возникновению кризиса, разрабатываются довольно редко, в организации аналогично, что связано с рядом обстоятельств:

устаревшее мышление, не позволяющее изменить текущую ситуацию, что отчасти связано с системой высшего образования, которое не готовит соответствующие кадры. Например, по-прежнему многие руководители организаций не обладают знаниями об альтернативной стоимости ресурсов, что существенно снижает шансы организации на успех по выходу из кризиса;

старые приоритеты, которые можно обобщить фразой «интересы общества выше интересов личности». Сюда также можно отнести стремление работников достичь цели любой ценой, поэтому промежуточные отрицательные результаты работы могут скрываться от руководства, что не дает объективной оценки текущего состояния организации;

оборонительная реакция, которая заключается в отторжении реформ в организации персоналом, придание реформам негативного оттенка. Это связано с тем, что неэффективное управление заканчивалось реорганизацией предприятия, что влекло ряд негативных последствий для сотрудников в виде снижения заработной платы, увольнения и др. С трудовым коллективом предприятиям не считались и распоряжались по своему усмотрению.

В рамках рассматриваемой теории необходимо остановиться также на вопросе изучения самих кризисов системы управления, с чем они связаны  и в соответствии с какими этапами развивается.

Основные положения системы управления предполагают изучение источников государственной власти, ресурсов, признаков.

Наиболее важные источники государственной  власти:

1. Традиции, мифы, освящающие носителя власти;

2. Авторитет, престиж, харизма, т.е. исключительные личные качества правителя, политического лидера. Возможны ситуации, когда происходит отделение авторитета от государственной власти без всякого изменения в государственном строе, при полном сохранении формальной государственной власти;

3. Сила, т.е. физическое, экономическое и военное могущество. Однако сила не гарантирует процесс властвования, если объект не повинуется;

4. Воля, т.е. действенное сознание субъектов, носителей политической воли. Волевая трактовка является дополнительной к пониманию власти как проявлению силы.

Ресурсы государственной власти могут быть природными, экономическими, социальными, демографическими, информационными, силовыми, идеологическими.

Государственная власть и управление как способ ее реализации это:

право, возможность и способность государства через государственные органы и должностных лиц оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей;

система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

деятельность лиц, облеченных властными полномочиями. Сущностными признаками государственной власти и системы государственного управления являются легитимность, т.е. признание обществом их законности и правомерности; официальный характер, регламентируемый Конституцией и законами; структурированность аппарата власть, т.е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти; обязательный характер ее решений; наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб; возможность отменять постановления и решения негосударственных политических  организаций в установленном законом порядке; обладание исключительными правами, например, как законное изъятие части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Кризис государственного управления особое переломное состояние  в развитии и функционировании политической системы общества, государственно-властных структур, характеризуемое нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов, снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, нарастанием критической активности масс.

Кризис государственного управления развивается поэтапно.

Первый этап характеризуется возникновением многочисленных конфликтных очагов в самых различных областях общественной жизни. В гибких системах кризисы выявляются новое соотношение сил и интересов, он может привести к новому подъему общественного развития. В этом случае конфликты выполняют корректирующую, стабилизирующую роль. В жестких общественно-политических системах конфликты выполняют расшатывающую роль, углубляют политический кризис.

Второй этап развитие конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путем компромиссов и отражают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально-экономическим условиям.

Третий этап развитие и обострение кризиса, включающие распад существующих политических структур и ведущие к обесценению государственной власти, утрате воздействия на общественные процессы. Это общесистемный кризис управления.

Кризис возникает при нарастании конфликтов, которые необходимо регулировать и контролировать:

1) управление подразумевает разрешение конфликтов в интересах общества или отдельных его субъектов;

2) «регулирование конфликтов» и «разрешение конфликтов» термины не совпадающие. Разрешить конфликт значит удовлетворить взаимные интересы конфликтующих сторон или определенным способом подавить одну из сторон, что часто наблюдается в жизни. Урегулировать конфликт значит ввести конфликт в правовой коридор, подчинив определенным правилам;

3) последовательность управления конфликтом институциализация (установление норм и правил), легитимация, структурирование противоборствующих групп, редукция (постепенное ослабление);

4) придание конфликту формы, обеспечивающей минимизацию политических, экономических, социальных и нравственных потерь;

5) сглаживание противоречий;

6) профилактика конфликтов.

Также выделяют общесистемный кризис.

Общесистемный кризис означает, что основные компоненты общества технический базис, экономика, социальная сфера, политика, право и др. пришли в такое взаимное несоответствие, что эта разбалансированность системы не может быть преодолена в рамках существующего социально-экономического строя.

Признаки:

длительный, скрытый или явный паралич государственной власти, полная потеря государственными структурами возможностей, потенциала управляющего воздействия, стратегической инициативы и творчества, частое прибегание властных лиц к популистским обещаниям, смене курса, кадровой «чехарде»;

- повышенная критическая активность, напор недовольных масс;

- абсолютное и относительное обнищание значительной части населения, резкое падение уровня жизни, разрушение привычного образа жизни людей, лишившихся работы, достаточного материального благополучия.

Необходимо рассмотреть в данном разделе также политический кризис как части общесистемного кризиса.

Составляющие элементы политического кризиса:

- конституционно-правовой кризис разрыв правового пространства, ограничение или фактическое прекращение действия Конституции;

- правительственный кризис потеря респектабельности и авторитета, разрыв вертикали единой исполнительной власти и сокращение государственно-административного воздействия;

- кризис партийной системы раскол в партиях, движениях, потеря авторитета и доверия у масс ведущими политическими силами, правящими партиями;

- идеологический кризис крушение принципов, устоев, нравственности, возрастание амплитуды преступности;

- внешнеполитический кризис падение престижа и международного влияния у государства, появление угрозы разного рода международных конфликтов и вон.

В основе системного кризиса современной России лежит основное противоречие, которое существует в обществе противоречие между субъектами власти, осуществляющими реформы, с одной стороны, и основной массой граждан с другой, а это ведет к сужению социальной опоры правящего режима, появлению у людей отчужденно-враждебного отношения к государству.

Эмпирическим индикатором нестабильности является социальная напряженность это определенная фаза вызревания социального конфликта, особое социально-психологическое состояние общества, для которого характерно латентное или открытое неприятие сложившихся общественных условий, наличие движения против действий и решений властных структур.

Упорядочению конфликтов органами государственной власти и управления способствует правовое обеспечение их деятельности, установление демократической процедуры законотворчества, действие всех государственных органов в рамках и на основе закона, соблюдение правовых процедур разрешения споров фундаментальная основа. Другим средством профилактики кризисных ситуаций являются упорядочение правового статуса государственных органов, других институтов политической системы, включая партии, общественные организации и движения, местное самоуправление, конкретизация правополномочий различных участников общественной деятельности, коррекция и развитие их взаимосвязей.

Причины недоверия граждан к органам власти:

- технологические, когда органы государственной власти в силу тех или иных обстоятельств (отсутствие соответствующих структур и специалистов) не берутся или не могут разъяснить гражданам цели и методы конкретной политики, аргументировать характер и содержание своей деятельности в условиях, в которых они вынуждены работать и принимать решения;

- культурно-исторические, в частности, пролонгация негативного отношения граждан к политико-бюрократической номенклатуре;

- организационные, связанные с неумение госаппарата в силу его низкой компетентности, непрофессионализма и других причин организовать практическое выполнение принимаемых государственных решений;

- политико-идеологические. Многие эксперты полагают, что у большинства россиян отчуждение от политической власти вызывают внешнеполитические акции в рамках растущей зависимости России от западных стран, зависимости финансовой, экономической, и политической.

Выход из кризиса зависит от хода и результатов реформ.

Реформа глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления.

Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества, с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивно-консервативного характера. Если реформы по своим методам и средствам приводят к прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, такая ускоренная модернизация может быть определена как "революция сверху". Но она неизбежно ведет к расколу в обществе на сторонников и противников реформ.

Административные реформы проводятся во всех странах как ответ на потребности внутреннего развития системы государственной власти и адаптации к изменившимся факторам внешней среды.

В поле политических конфликтов появился феномен коррупции как источник дестабилизации государственной власти. По рейтингу коррумпированности чиновников и политиков Россия находится в первой десятке неблагополучных стран наряду с Венесуэлой, Камерун, Индией, Индонезией.

Провал социально-экономических реформ, неспособность системы государственной власти самоорганизоваться и выполнить общественные функции приводят к той критической точке, из которой структурнофункциональный кризис перерастает в дисфункциональный, общесистемный.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ 2

Вопросы для самоконтроля:

1.  Какие функции государственного регулирования можно выделить в стабильном, неустойчивом и кризисном состояниях экономики?

2.  Назовите и охарактеризуйте две основные роли государства в антикризисном управлении.

3.  Что включает в себя нормативно-правовая база для проведения антикризисного управления?

4.  Дайте характеристику государственной промышленной политике как виду государственного антикризисного регулирования.

5.  В чем сущность перераспределения доходов в стране?

6.  Какие можно выделить методы государственного регулирования экономики?

7.  Дайте характеристику институту банкротства в России.

8.  Как классифицируются кризисы с позиции теории регуляции?

9.  Какие признаки выхода из кризисных ситуаций выделяет современная мировая экономическая мысль?

Тест

1.  Дополните высказывание:

Публично-правовая роль государства заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного управления,                  

2.  Укажите виды государственного антикризисного регулирования: а) нормативно-законодательное;

б) финансовое;

в) государственная промышленная политика; г) перераспределение доходов;

д) нет правильного ответа.

3.  Отметьте сферы реализации управленческих функций государства:

а) предприятия федерального подчинения;

б) предприятия с государственной долей участия в уставном капитале;

в) государственное недвижимое имущество;

г) земельные отношения;

д) все перечисленные.

4.  Среди методов государственного регулирования экономики выделяют:

а) политические; б) экономические;

в) административные; г) международные.

5.  Административные методы эффективны при государственном регулировании:

а) транснациональных корпораций; б) монополий;

в) параметров жизни населения; г) хозяйствующих субъектов.

6.  Назовите виды кризисов с позиции теории регуляции:

а) как результат "внешнего" шока;

б) как результат неэффективности производства;

в) как результат ошибки руководства;

г) нет правильного ответа.

7.  Признаками выхода из кризисных ситуаций являются:

а) поиск инноваций, содействующих изменениям способа экономического роста;

б) поиск условий распространения инноваций;

в) определение различий между локальными и глобальными изменениями;

г) установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений;

д) организационно-структурные новшества; е) все вышеперечисленное.

8.  Напишите понятие, которому дано определение:

......................... это учрежденная в установленном порядке структура, выполняющая от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением.

9.  Напишите наиболее важные источники государственной власти:

10.  Термины "регулирование конфликтов" и "разрешение конфликтов":

а) совпадают;

б) не совпадают.

11.  Дополните недостающую стадию управления конфликтом:

Институционализация, легитимация, структурирование противоборствующих групп,              .

12.  Напишите понятие, которому дано определение:

...................... особое переломное состояние в развитии и функционировании политической системы общества, государственно-властных структур, характеризуемое нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов, снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, нарастанием критической активности масс.

13.  Такие признаки как длительность, скрытый или явный паралич государственной власти, полная потеря государственными структурами возможностей, потенциала управляющего воздействия, частое прибегание властных лиц к популистским обещаниям, смене курса, кадровой "чехарде", повышенная критическая активность, напор недовольных масс, абсолютное и относительное обнищание значительной части населения, резкое падение уровня жизни, разрушение привычного образа жизни людей, лишившихся работы, достаточного материального благополучия, относятся к:

а) политическому кризису;

б) кризису государственного управления;

в) общесистемному кризису.

14.  К элементам политического кризиса относятся:

а) конституционно-правовой кризис; б) правительственный кризис;

в) кризис партийной системы; г) идеологический кризис;

д) внешнеполитический кризис; е) все вышеперечисленное.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ