Трансфертные цены — это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями компании, а также разных, но входящих в одно объединение компаний. Как правило, данные о трансфертных ценах ограничены, они составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние могут быть в несколько раз выше при продаже на рынок. Трансферты — это операции, в ходе которых подразделения компании передают друг другу товары и оказывают услуги. Установленные внутри компании трансфертные цены — это расходы для принимающего подразделения и поступления — для поставляющего подразделения. Это значит, что установление цены влияет на рентабельность каждого подразделения. Мы рассмотрим различные подходы к установлению трансфертных цен, применяемых при взаимодействии подразделений.Трансфертные цены — это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями компании, а также разных, но входящих в одно объединение компаний. Под трансфертными подразумеваются цены, по которым совершается купля-продажа сырья, комплектующих и других ресурсов родственными компаниями. Общая цель трансфертного ценообразования — влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением продукции, способствовать увеличению прибыли подразделений фирмы, что должно в целом вести к увеличению прибыли фирмы. Достижение этой общей цели должно обеспечиваться через целую систему частичных целей, достижение которых часто представляет большие трудности. Назовем эти цели: - Система трансфертного ценообразования должна представлять информацию для принятия менеджерами подразделений экономически обоснованных решений. Это произойдет тогда, когда управленческие решения на уровне подразделений, нацеленные на рост их прибыли, будут также увеличивать показатели прибыли компании в целом.
- Система трансфертного ценообразования должна представлять информацию для оценки работы менеджеров и экономических показателей деятельности подразделений. Необоснованная трансфертная цена, искажающая реальные расходы и доходы принимающего и поставляющего подразделений, приведет к неправильной оценке прибыли подразделений и работы менеджера. Это может привести к отрицательным последствиям в отношении мотивации их работы.
- Трансфертные цены должны способствовать целенаправленному перемещению части прибыли между подразделениями в интересах компании в целом.
- Система трансфертного ценообразования должна гарантировать, что автономность деятельности подразделений не нарушается, т.е. их издержки компенсируются.
Практика применения трансфертных цен Как правило, данные о трансфертных ценах ограничены, они составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние могут быть в несколько раз выше при продаже на рынок. Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие. Использование трансфертных цен способно существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность. Главная цель введения трансфертных цен на практике — это минимизация налогообложения внутрикорпоративных расчетов и таможенных платежей, а также аккумулирование прибыли в сбытовых структурах, зарегистрированных в зонах с льготным налогообложением. Схема работает просто: производственные компании поставляют продукцию по трансфертной цене, которая намного ниже рыночной, родственным сбытовым компаниям, зарегистрированным в оффшорной зоне (иностранной или внутренней). Сбытовики реализуют товар по рыночной цене, получая сверхприбыль, с которой не платятся налоги. По данным журнала The Economist, на базе трансфертных цен сегодня осуществляется 30-50% мирового экспорта товаров и услуг. Используя механизм трансфертных цен, транснациональные корпорации добиваются снижения налоговой нагрузки в среднем на 10-15%.
Однако трансфертное ценообразование — это не только налоговые схемы. Если рассматривать группу компаний как единый бизнес, объединенный общей стратегией, то внутри ее (этой группы), как правило, существуют экономические интересы основного владельца и миноритарных акционеров отдельных предприятий. Если внутри группы активы переходят из одной компании в другую, то у основного собственника они, образно говоря, перетекают из одного кармана в другой, а акционеры отдельных компаний могут потерпеть убыток или получить доход за счет того, что активы были оценены значительно выше или ниже их рыночной стоимости. Хозяйственной единицей в российском бизнесе часто выступает не отдельная фирма, а так называемый бизнес, т.е. совокупность нескольких фирм, объединенных наличием единого конечного собственника или группы собственников. Обычная структура производственного бизнеса включает в себя производственное предприятие, в котором конечный собственник прямо или опосредованно владеет контрольным пакетом акций, и снабженческо-сбытовые фирмы, все 100% акций которых контролируются собственником. Основой схемы такого бизнеса обычно становится трансфертное ценообразование. Поясним механизм использования трансфертных цен. Реализация права собственника на получение дохода от собственности на акции предприятия происходит с помощью трансфертных цен, устанавливаемых либо на продукцию, либо на используемые сырье и материалы. При этом продукция реализуется, а сырье и материалы закупаются через входящие в бизнес снабженческо-сбытовые фирмы. Тогда трансфертные цены внутри бизнеса устанавливаются таким образом, чтобы не оставлять на основном предприятии ничего сверх необходимого для покрытия производственных издержек минимума средств. Таким образом, общая прибыль бизнеса аккумулируется на счетах снабженческо-сбытовых фирм, выполняющих роль центров прибыли. С целью экономии на налогах центры прибыли зачастую располагаются в офшорных зонах как внутри России, так и за рубежом. Использование подобной схемы позволяет доминирующему собственнику, во-первых, экономить на налогах, а во-вторых, присваивать прибыль предприятия, включая ту ее часть, которая приходится на долю мелких акционеров. В этих условиях выплата дивидендов становится для доминирующего собственника ничем не оправданной тратой средств. В результате уровень дивидендов остается очень низким. Одно из существенных отрицательных последствий практики использования трансфертных цен — невыгодность внешних инвестиций и кредитования таких предприятий, которые не показывают свою прибыль.
Итак, применение трансфертных цен имеет много негативных для экономики в целом и даже противоправных аспектов, которые должны преследоваться государством. Оно также может отрицательно сказываться на привлечении инвестиций и на конкурентоспособности продукции, особенно по сравнению с продукцией зарубежных компаний. Однако сами по себе трансфертные цены как внутренние расчетные цены компаний не стоят вне закона. Более того, они позволяют оптимизировать затраты и внутренние финансовые потоки компаний. Поэтому формы установления и использования трансфертных цен заслуживают внимания и должны изучаться финансовыми менеджерами компаний. Методы расчета трансфертных цен В мировой экономической практике применяются четыре основных метода расчета трансфертного ценообразования: - На основе текущей рыночной цены товара. Используется в том случае, когда эту цену можно рассматривать как верхний предел цены (цену спроса) на такой же полуфабрикат, выпускаемый компанией. В этом случае при передаче полуфабриката от одного центра ответственности к другому учитывается реальный вклад подразделения-поставщика в общий доход предприятия. При этом рыночные цены, которые берутся в расчет, снижаются на величину расходов, связанных с продажей аналогичного товара на рынке. Преимущества этого метода связаны с объективным характером рыночных цен, которые не зависят от квалификации менеджеров подразделений компании, производящих расчеты затрат.
- Ориентированный на предельные издержки. Применяется, если невозможно установить трансфертные цены на базе рыночных цен. При его использовании возникает ряд сложностей. Трудности применения рассматриваемого метода состоят прежде всего в отсутствии надежных оценок спроса на конкретных рынках. Кроме того, оценить предельные издержки с учетом условия равенства предельной выручки принимающего подразделения (i+ 1) и предельных затрат подразделения ( i) на производство полуфабриката (MRi+1 = MC i) также весьма непросто. Когда рынок для промежуточного продукта несовершенен или его вообще не существует, трансфертные цены на основе маржинальных затрат могут побуждать менеджеров подразделений действовать на том уровне выпуска продукции, при котором прибыль компании в целом остается максимальной. Исследования английских компаний показали, что менее 10% фирм устанавливают трансфертные цены на уровне маржинальных затрат, поскольку они не включают прибыль и не стимулируют инвестиции, так как не дают достаточной информации для оценки деятельности центров прибыли.
- На основе издержек производства. Может использоваться при отсутствии рыночных цен. Его применение основывается на расчете:
— полных затрат; — нормативных затрат; — переменных затрат. Достоинства: — относительная простота учета затрат; — упрощении ведения учета и отчетности между подразделениями компании; — возможность определить вклад каждого подразделения в увеличение прибыли конечного продукта компании. Недостатки: — поскольку этот метод включает учет постоянных затрат, не зависящих непосредственно от работы того или иного подразделения, то он не дает достаточно объективной основы для оценки работы этих подразделений, что может привести к принятию неэффективных решений; — этот метод не может служить достаточно надежным ориентиром для принятия решений о расширении производства, ибо включает постоянные затраты, мало-изменяющиеся при увеличении объема выпуска. Это также может помешать принятию эффективных решений в компании; — «передающий» центр ответственности (подразделение компании) не заинтересован в снижении издержек, ибо трансфертная цена не только покрывает их, но и приносит прибыль в соответствии с заложенным в нее нормативом рентабельности; — «принимающее» подразделение может в этих условиях быть заинтересовано в снижении объема выпуска данной продукции ниже оптимального объема, необходимого для компании в целом. - Ориентированный на договорные цены. Трансфертная цена рассматривается как договорная и устанавливается в результате соглашения (договора, контракта) подразделения-поставщика и принимающего подразделения. В качестве базы для ведения таких переговоров стороны используют информацию о рыночных ценах, маржинальных или полных расходах. Трансфертные цены, установленные на основе переговоров, наиболее подходят для ситуаций, в которых проявляются рыночные несовершенства в отношении промежуточных продуктов, в частности когда есть разные реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков или когда существует несколько рыночных цен.
Резюме - Сами по себе трансфертные цены как внутренние расчетные цены компаний не стоят вне закона. Более того, они позволяют оптимизировать затраты и внутренние финансовые потоки компаний. Поэтому формы установления и использования трансфертных цен заслуживают внимания и должны изучаться финансовыми менеджерами компаний.
- Как показывают исследования западных компаний, чаще всего трансфертные цены устанавливаются на основе метода издержек производства, а также на основе текущих рыночных цен.
- В мировой экономической практике применяются четыре основных метода трансфертного ценообразования: метод расчета на основе текущей рыночной цены товара; метод расчета, ориентированный на предельные издержки; метод расчета на основе издержек производства; метод расчета, ориентированный на договорные цены.
- Одним из часто недооцениваемых источников недостаточной эффективности является способ ценообразования, посредством которого независимые компании и финансово независимые подразделения одной и той же компании устанавливают трансфертные цены на товары, которые перемещаются между ними.
Валентина Bacильeвна Гeрacимeнкo |