Главная » Учебно-методические материалы » ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ » Ценообразование. Маховикова Г.А.

Глава 2. Виды и структура цен
30.12.2011, 09:48

Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы производителя и потребителя продукции, отсюда уровень цены зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация). С расширением электронной коммерции развитие стали получать сделки, которые полностью совершаются через Интернет. Посещая веб-сайт продавца, покупатель ведет поиск товаров среди онлайнового ассортимента. Сайты осуществляемых в режиме реального времени продаж позволяют продавцам и покупателям легко договариваться о цене практически на любые товары, своевременно вносить изменения в товары или услуги, корректировать цены на них. Все это свидетельствует о том, что на внутреннем отечественном и внешнем рынках функционируют миллионы цен, подсчитать количество которых не представляется возможным.

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен, которые определяются условиями и особенностями как приобретаемых предприятиями товаров (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д.), так и продаваемых товаров.

Несмотря на множество различных видов цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны и эта связь прямая и обратная. Стоит только внести изменения в уровень одного вида цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен, которые, в свою очередь, оказывают повышающее воздействие на уровень первых. Например, изменение цен на электрическую энергию вызывает изменение цен во всех отраслях, ее

потребляющих. Однако через некоторое время последние через повышение цен на свою продукцию окажут воздействие на цены электроэнергии через повышенные цены на машины, оборудование и т. д. Можно, конечно, обойтись без повышения цен в отраслях-потребителях соответствующей продукции, но для этого нужна помощь через финансовую систему путем дотаций и других форм поддержки, если для этого есть финансовые ресурсы. В плановой экономике повышение цен в одних отраслях блокировалось государственной поддержкой, чтобы не затронуть цены в других, в рыночной экономике такая поддержка может быть только в порядке исключения.

Взаимосвязь и взаимообусловленность действующих цен объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма (например, изменение порядка налогообложения, кредитования, государственных заказов, системы сертификации и качества продукции, изменения на денежном рынке и т. д. найдет отражение в уровнях действующих цен).

В зависимости от того, какой признак взят для классификации цен, все их виды можно разделить на различные группы:

1) по характеру обслуживаемого оборота; 2) в зависимости от государственного воздействия на цены, различных форм регулирования, степени конкуренции на рынке; 3) способа установления и фиксации цен; 4) способа получения информации об уровне цены; 5) вида рынка; 6) фактора времени; 7) условий поставки и продажи на внутреннем и внешнем рынках и т. д.

Цены в зависимости от вида «франко» различаются тем, кто несет основные транспортные расходы по доставке груза, — покупатель или продавец. Термин «франко» показывает, до какого Пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы.

В зависимости от вида отрасли или сектора национальной экономики различают отраслевые виды цен: цены на машиностроительную продукцию, цены в электроэнергетике, цены (тарифы) на транспорте (тарифы железнодорожного транспорта, тарифы автотранспорта и т. д.), тарифы на коммунальные услуги и т. д.

Взаимосвязь всех видов цен не исключает того, что цены на отдельные группы товаров в отдельных секторах экономики могут иметь определенную самостоятельность, специфические особенности их определения и функционирования.

Структура цены — это выраженное в процентах или долях единицы соотношение отдельных составных ее элементов.

Исследование структуры цены, анализ структур как собственных цен, так и цен на продукцию конкурентов позволяет предприятию правильно разработать ценовую стратегию и политику цен, выбирать соответствующие методы ценообразования.

Уровень цены своей продукции, продукции конкурентов несет большую информационную нагрузку, позволяя отмечать, чьи цены выше-ниже, как покупатели реагируют на эти цены. Однако по уровню цены нельзя судить, насколько экономически обоснован уровень цены, есть ли экономические основы для его повышения-снижения.

Анализируя структуру цены (табл. 2.1), можно выделить, какую долю в цене составляют затраты на изготовление продукции, в том числе ведущие виды затрат, прибыль, косвенные налоги. Сопоставление перечисленных элементов цены с аналогичными показателями фирм-конкурентов позволяет: 1) выявить резервы для возможного снижения-новышепня затрат в составе цены;

2)    возможное движение удельного веса прибыли в составе цены;

3)    предвидеть действия своих конкурентов. Нельзя судить о конкурентоспособности продукции, если в структуре цены отсутствуют отдельные элементы или они незначительны. Например, если удельный вес прибыли в составе цены незначителен или изделие убыточно и предприятие не может максимально увеличить сбыт, чтобы снизить издержки на единицу продукции (что в итоге должно вести к увеличению прибыли), то в таком случае придется снять изделие с производства. Может быть и наоборот, в составе цепы высокий удельный вес занимают прибыль и налоги, следонательно, в таком случае предприятие может проводить тактику последовательного снижения цен, 1ем самым отпугивая конкурентов (если они не последуют такому примеру) и в то же время привлекать к себе новых клиентов, достигая в новом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота.

Если в составе цены высокими окажутся только налоги, следовательно, государство неправильно формирует налоговую политику в стране.

Все перечисленные сравнения необходимо рассматривать в динамике за несколько сравнимых периодов.

Все :)то свидетельствует, что нельзя судить о конкурентоспособности продукции только по уровню цепы или по ее соотношению с ценой конкурента, если не достигнута правильная внутренняя структура цепы, наличие и обоснованность отдельных ее элементов.

Таблица 2.1

Схема формирования розничной цены

Себестоимость

продукции

Прибыль

предприятия

Акциз (по подакцизным товарам)

НДС

Снабженческо-

сбытовая

надбавка

Торговая

надбавка

Оптовая цена предприятия

Отпускная цена предприятия без НДС

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптопого посредника)

Продажная цена оптового предприятия торговли)

посредника (покупная цена

Розничная цена

Контрольные вопросы

1.    Как влияет на структуру розничной цепы изменение каналов движения товара от продавца к покупателю?

2.    Почему цены фактических сделок обычно отличаются от прейскурантных цен?

3.    Какие цены в условиях инфляции наиболее выгодны продавцу. а какие покупателю?

4.    Чем объясняется взаимосвязь множества цен и их видов, действующих в экономике?

5.    В чем заключается разница между твердыми и подвижными ценами, номинальными и ценами реальных сделок и контрактов?

6.    По каким критериям можно классифицировать различные виды цеп?

7.    В чем различие понятий состав и структура цены?

8.    Какие ценообразующие налоги вы знаете?

9.    Перечислите основные статьи себестоимости как основы цены.

10.    В чем экономическая сущность посреднических надбавок и торговых наценок?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ