Общая информация » Каталог студенческих работ » МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ » ТюмГСХА, стратегический менеджмент |
10.10.2013, 11:23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к курсовым работам Курсовая работа должна быть актуальной, иметь теоретическую и практическую направленность, отражать современное состояние и перспективы развития организаций АПК в рыночной экономике. Работа выполняется по материалам организации, в которой студент проходил производственную практику. Анализ системы управления предприятия проводится за период не менее 3-х лет. В работе следует использовать отечественный и зарубежный опыт менеджмента в АПК, статистический материал, данные периодической печати. Курсовая работа должна решать ключевую проблему управления исследуемого предприятия и содержать аргументированную позицию автора. Объем работы составляет 40-55 страниц машинописного текста. Текст работы должен быть написан понятным и грамотным языком, иллюстрироваться таблицами, схемами, графиками, диаграммами. Во всех случаях заимствования материалов статистики и других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования с указанием наименования труда, издательства, места и года издания, страницы. Структура и содержание курсовой работы Курсовая работа имеет следующую структуру: Введение Глава 1.Анализ внутренней среды предприятия Глава 2. Анализ внешней среды Глава 3. Разработка предложений по теме исследования Выводы и предложения Список использованной литературы Приложения Глоссарий терминов
Во введении необходимо показать актуальность и значение рассматриваемой проблемы, определить цель и задачи курсовой работы, указать объект исследования. В первой главе Анализ внутренней среды предприятия рассматривается теоретические положения по исследуемой проблеме. Внутренняя среда организации - это управленческий производственный потенциал предприятия. Основными переменными внутренней среды организации являются: цели: структура, трудовые ресурсы; оборудование, материальные запасы; технология: культура организации. В укрупненном виде внутреннюю среду предприятия можно представить как совокупность пяти групп факторов, каждая из которых включает десятки конкретных факторов. Комбинация их индивидуальна для каждого предприятия и зависит от особенностей производимой продукции, величины предприятия, а также внешних условий его функционирования. Значимость отдельных факторов тоже различается для разных предприятий. Например, для предприятия, выполняющего государственный заказ с гарантированным финансированием и сбытом продукции, маркетинговые аспекты финансово-хозяйственной деятельности, по-видимому, не будут иметь большого значения; решающую роль для такого предприятия будет играть квалификация его рабочих и качество оборудования. Обратная ситуация будет иметь место для предприятия, выпускающего товары массового спроса, не требующие сложной технологии и высокой квалификации рабочих, но действующего в условиях свободной конкуренции, - для него выбор маркетинговых стратегий и формирование рынков сбыта будет играть решающую роль. Внутренние факторы формируются самим предприятием, в первую очередь его руководством. При анализе следует помнить, что некоторые из этих факторов (например, структура баланса, выбор ценовой и сбытовой политики, управление активами компании) находятся целиком и полностью в компетенции руководства и специалистов соответствующих служб. Однако в отдельных случаях нельзя не учитывать и роль трудового коллектива, особенно это характерно для больших предприятий с многолетней историей. Особую роль играет всесторонний анализ внутренних факторов для принятия управленческих решений на предприятии. Такой анализ позволяет увидеть границы производственных и сбытовых возможностей предприятия при краткосрочном планировании и определить те направления преобразований, развитие которых даст максимальный хозяйственный эффект в долгосрочной перспективе. Среди множества инструментов анализа рыночной позиции предприятия одним из наиболее наглядных является разработка SWOT-матрицы. Сущность такого анализа заключается в оценке перспектив финансово-хозяйственной деятельности предприятия в двух аспектах. Говоря о сегодняшнем положении предприятия, определяют его достоинства и недостатки, а взгляд на перспективу выявляет возможности продолжения дальнейшей деятельности и угрозы успешному выполнению планов. Результаты сводятся в таблицу, которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учетом выявленных возможностей и угроз. ( рекомендуется вынести таблицу SWOT-анализа в приложение , основные выводы и аргументы доказывающие состоятельность анализа приводить в основных главах ссылаясь на приложение) Вторая глава Анализ внешней среды- как начальный этап в формировании стратегии предприятия. Анaлиз внeшнeй cpeды cлyжит инcтpyмeнтoм, пpи пoмoщи кoтopoгo paзpaбoтчики cтpaтeгии кoнтpoлиpyют внeшниe пo oтнoшeнию к opгaнизaции фaктopы : · Рынки, · Товар и цену · ФОССТИС · Покупатели и конкуренты c цeлью пpeдвидeть пoтeнциaльныe yгpoзы и внoвь oткpывaющиecя вoзмoжнocти. Анaлиз внeшнeй cpeды пoзвoляeт opгaнизaции cвoeвpeмeннo cпpoгнoзиpoвaть пoявлeниe yгpoз и вoзмoжнocтeй, paзpaбoтaть cитyaциoнныe плaны нa cлyчaй вoзникнoвeния нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтв, paзpaбoтaть cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлит opгaнизaции дocтигнyть цeлeй и пpeвpaтить пoтeнциaльныe yгpoзы в выгoдныe вoзмoжнocти.
Пpи aнaлизe экoнoмичecкиx фaктopoв paccмaтpивaют:
Пpи aнaлизe пoлитичecкиx фaктopoв нeoбxoдимo cлeдить:
Рынoчныe фaктopы включaют мнoгoчиcлeнныe xapaктepиcтики, кoтopыe oкaзывaют нeпocpeдcтвeннoe влияниe нa эффeктивнocть paбoты opгaнизaции. Иx aнaлиз пoзвoляeт yтoчнить ee cтpaтeгию и yкpeпить ee пoзиции нa pынкe. Иccлeдyютcя:
Анaлиз внeшнeй тexнoлoгичecкoй cpeды дoлжeн yчитывaть измeнeния:
Анaлиз фaктopoв кoнкypeнции пpeдпoлaгaeт пocтoянный кoнтpoль opгaнизaции зa дeйcтвиями кoнкypeнтoв.. В aнaлизe кoнкypeнтoв выдeляют чeтыpe диaгнocтичecкиe зoны:
Сoциaльныe фaктopы внeшнeй cpeды включaют измeняющиecя oбщecтвeнныe цeннocти, ycтaнoвки, oтнoшeния, oжидaния и нpaвы. В ycлoвияx экoнoмичecкoй нecтaбильнocти имeннo в coциaльнoй cpeдe poждaютcя мнoгиe пpoблeмы, пpeдcтaвляющиe бoльшyю yгpoзy для opгaнизaции. Чтoбы эффeктивнo cпpaвлятьcя c этими пpoблeмaми, opгaнизaция кaк coциaльнaя cиcтeмa дoлжнa мeнятьcя, пpиcпocaбливaтьcя к внeшнeй cpeдe. Анaлиз мeждyнapoдныx фaктopoв ocoбeннo вaжeн для opгaнизaций, кoтopыe дeйcтвyют или coбиpaютcя дeйcтвoвaть нa мeждyнapoднoм pынкe. !!! Применение матриц на различных этапах курсового проектирования обязателен ( не менее 2-х, кроме SWOT-анализа)
В третьей главе Формирование стратегии предприятия На основании проведенного анализа выявляются причины, снижающие эффективность управления объектом исследования и предлагается стратегия действия предприятия на перспективу 3-5 лет. Термин «стратегия» (от греч. stratos – войско, ago – веду) имеет военное происхождение. Первоначально под стратегией понималось искусство ведения войны. Поскольку войны являлись (и, к сожалению, являются и по сей день) наиболее важными событиями в жизни людей, народов, стран, понятие «стратегический» в значении «важнейший», «определяющий» перешло в состав терминологии управления в целом. Соответственно термином «стратегические решения» обозначаются решения, которые имеют кардинальное значение для функционирования бизнеса и влекут за собой (при условии их реализации) долговременные и неотвратимые последствия. Таким образом, в качестве отличительного признака стратегичности решений используются две характеристики – необратимость и долгосрочность последствий. Это означает, что реализация стратегических решений меняет потенциал предприятия, и возврат к предыдущему состоянию объекта управления если и возможен, то требует больших затрат времени, ресурсов или усилий. Очевидно, решения такого рода принимаются рано или поздно на любом предприятии, даже там, где не используется само понятие стратегии. Недостаток такой ситуации в том, что, не отличая стратегические решения от тактических и оперативных, руководители предприятия не уделяют подготовке и анализу стратегических решений того внимания, которого они заслуживают. Для стратегических решений характерно, что их принятие осуществляется путем выбора из дискретного множества известных заранее вариантов. В практике работы предприятий к таким решениям традиционно относились планы серьезных реконструкций, расширения или ликвидации производств, коренное изменение профиля или специализации предприятия. более точно. Существует три подхода к понятию стратегии предприятия Первый основан на структуризации целевого пространства (сферы) предприятия –В зависимости от степени детальности или, наоборот, обобщенности этих представлений в целевом пространстве различаются пять уровней описания: миссия, стратегия, цели, задачи и действия (последний элемент является как бы пограничным между целевой и поведенческой сферой). Миссия (деловое кредо, «философия») предприятия – совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами. Стратегия – совокупность взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления ресурсов и усилий предприятия по реализации его миссии. Цели – описание конечных и промежуточных состояний предприятия в ходе реализации стратегии. Задачи – конкретизация целей предприятия применительно к различным направлениям его деятельности. Действия – мероприятия, с помощью которых реализуются поставленные задачи. Вместе с тем известно и несколько иное представление структуры целевого пространства, в котором стратегия и цели меняются местами: «миссия – цели – стратегия – задачи». Здесь стратегия рассматривается преимущественно как способ реализации целей. При таком подходе, однако, цели теряют свою определенность, а их связь с миссией в значительной степени теряется или является результатом произвольного выбора. По содержанию стратегия предприятия должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения предприятия на рынках товаров и факторов, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т.п. Верхний уровень составляют восемь следующих относительно самостоятельных направлений (видов) стратегии. 1. Товарно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке. 2. Ресурсно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства. 3. Технологическая стратегия – стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов. 4. Интеграционная стратегия – совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями. 5. Финансово-инвестиционная стратегия – совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов. 6. Социальная стратегия – совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами. 7. Стратегия управления – совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии. В последнее время многие предприятия перестраивают свою внутреннюю производственно-технологическую и организационно-управленческую структуру, осуществляют перераспределение прав и обязанностей различных подразделений и подсистем. В связи с этим представляется целесообразным на данном этапе развития экономики выделить дополнительный раздел стратегии. 8. Стратегия реструктуризации – совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия. В этой части курсовой работы определяются пути использования вскрытых резервов, формулируется миссия и цели организации, разрабатываются управленческие решения по теме курсовой работы. Здесь может быть предложен проект организационной структуры, структура управления предприятия. Также могут разрабатываться функциональные обязанности работников управления, совершенствоваться коммуникационные процессы на предприятии, разрабатываться концепция корпоративной культуры предприятия, рассматриваться мероприятия мотивационной политики; мероприятия, связанные с повышением кадрового потенциала предприятия и другие, в зависимости от темы работы. Все предложения и рекомендации должны быть аргументированы, иметь пояснения и оценку автора, обосновывающую эффективность разработанных предложений и мероприятий. Выводы и предложения должны давать полное представление о проделанной работе, практической значимости курсовой работы для предприятия. Каждое предложение должно быть обосновано с позиций экономической целесообразности и перспектив его использования на предприятий. Список использованной литературы включает все использованные в работе источники: законы и другие нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия, статистические сборники, монографии, методические указания, статьи из журналов и газет и т.д. Список литературы должен содержать не менее 30 источников и отражать глубину проработок темы курсовой работы. Список литературы может быть сформирован по алфавиту или в порядке упоминания литературы в тексте. Приложения по необходимости могут быть приведены. В приложения группируются материалы, иллюстрирующие те или иные положения курсовой работы, которые нецелесообразно приводить в тексте. Сюда необходимо вынести громоздкие расчеты, диаграммы, графики, формы документов, содержащие анализ процессов производства и управления. Все разделы курсовой работы должны быть логично взаимосвязаны и подчинены главному направлению темы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||