Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Культурология |
08.12.2016, 14:44 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответьте на основные вопросы. Кто является автором термина «культурология»? Сущность культуры с точки зрения просветителей. Сущность культуры с точки зрения этнографического подхода. Что является «вечным двигателем» жизни и культуры по Ницше? В чём видят особенность культуры представители биосферных теорий культуры? Какая особенность человеческой активности фиксируется термином «ноосфера»? Фрейд рассматривает культуру как результат какого процесса? Чем представлена структура коллективного бессознательного? Обозначьте хронологические рамки «осевого времени». Сколько культурно-исторических типов выделяет Данилевский? Сколько культурных организмов называет Шпенглер. Какое имя даёт Шпенглер европейскому культурному организму? Кто автор работы «Закат Европы» ? Кто автором работы «Россия и Европа»? Назовите признаки наступления цивилизации по Шпенглеру.
Ответьте на вопросы теста. 1. Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания связывается с именем известного антрополога: а) Э.Тайлора б) К.Леви-Стросса в) В.Освальда г) Л. Уайта
2. Система образов и представлений, формирующая понимание человеком мира и своего места в этом мире, и определяющая поступки и поведение людей а) менталитет б) культурная система в) картина мира г) идеология
3. Целостное представление о мире в данной культурной системе а) менталитет б) культурная система в) картина мира г) идеология
4. С точки зрения просветителей XVIII в. сущностью культуры являются: а) разум и прогресс б) стереотип поведения в) сублимация бессознательного г) опредмечивание и распредмечивание
5. Основной движущей причиной всякой жизни и жизни культуры по Ф.Ницше являются а) биологические токи б) стремление к добыванию пищи в) воля к власти г) спонтанное стремление к солнцу
6. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития а) биосфера б) ноосфера в) социосфера г) техносфера
7. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой техника становится определяющим фактором развития это а) биосфера б) ноосфера в) социосфера г) техносфера
8. Под культурологией понимают науку: а) на стыке этнологии и социологии, занимающуюся сравнительными исследованиями социальных проблем б) на стыке этнологии и психологии, изучающую психологические и психические особенности этносов в) изучающую культурно-бытовые и социальные отличия между народами г) ту, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых.и знаково-коммуникационных характеристик
9. Культурная антропология исследует: а) развитие теоретических представлений о культуре б) процессы адаптации человека к окружающей культурной среде в) изменение культурных потребностей и целей человека в условиях урбанизации г) политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ
10. Правила, в соответствии с которыми люди строят своё поведение называются: а) нормами б) знаниями в) законами г) ритуалами
11. Исключите утверждение, не относящееся к культурным архетипам: а) они воспринимаются людьми с помощью интуиции б) они недоступны непосредственному наблюдению в) они проявляются в глубинных образах – символах г) их можно рационально осмыслить и адекватно выразить в языке
12. Глобализация – это: а) этап развития европоцентризма б) процесс перерастания чего-либо в явление мирового масштаба в) трансформация г) вестернрнизация
13. Процесс экспансии модели культурного развития, свойственной западным промышленно развитым странам, называется а) вестернизацией б) глобализацией в) американизацией г) аккультурацией
14. Особенностью западного типа культуры является: а) подчинение своих устремлений интересам семьи или общества б) стремление к самовыражению и самореализации в) растворение индивидуального мира культуры личности культурном целом г) подчинение человека обычаям и традициям
15.Направление развития культуры, противостоящее сложившейся духовной атмосфере общества а) элитарная культура б) субкультура в) массовая культура г) контркультура
16. Культурная социодинамика, как раздел теории культуры изучает а) генезис культурных норм и форм б) этапы социального прогресса в) этапы развития культуры г) движение внутри культурных типов
17. Причину кризиса современной культуры О.Шпенглет видел в а) неконтролируемом росте науке и технического прогресса б) переходе культуры в стадию цивилизации в) в увеличении энергоёмкости и энергонасыщенности культуры г) разрушении чувственной формы культуры западного общества
18. А.Тойнби полагал, что в развитии цивилизации решающую роль играет а) народ б) элита в) пролетариат г) жречество
19. В концепции Л.Н.Гумилёва определяющим фактором в развитии культуры является а) космические излучения б) количество пассионарной энергии в) воля и желание членов этноса г) естественные природные процессы
20. Представление о превосходстве своего народа над другими, подчёркнутое предпочтение «интересов своего этноса» а) этноцентризм б) эгоцентризм в) патриотизм г) антропоцентризм
21. Процесс придания личности культурной компетентности, освоение системы ценностей данного общества, «врастание» индивида в этническую культуру называется а) аккультурация б) инкультурация в) воспитание г) социализация
22. Процесс приспособления индивида к иной этнической культурной среде, когда частично или полностью утрачиваются его базовые этнические ценности это а) инкультурация в) самореализация а) аккультурация г) адаптация
23. Общество, максимально приспособившееся к природной среде и не испытывающее культурных влияний а) исчезает б) совершенствует духовную культуру в) консервируется г) меняет среду обитания
Задание по первобытной культуре. Ответы помечайте цветом прямо в тексте. 1. Зачатки религиозных представлений появились: а) у неандертальцев б) с началом антропогенеза в) у предшественников человека г) с возникновением человека современного вида 2. На ранних стадиях культурогенез определяли: а) воля первобытного коллектива б) стремление человека к творчеству в) необходимость приспособления к меняющимся условиям существования г) биологическая программа, характерная для предков человека 3. Древнейшими произведениями искусства можно считать а) древнеегипетские пирамиды б) пещерные росписи конца палеолита в) мегалитические сооружения г) палеолитические «Венеры» 4. Совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять сил на окружающую действительность – это а) тотемизм б) магия в) анимизм г) фетишизм 5. Ритуалы – это: а) жёсткие программы поведения, которые функционируют в сакральном центре культуры б) санкции за нарушение традиционных установлений в) нормы и правила поведения г) правила поведения в обыденной жизни, указывающие, как предпочтительней поступать 6. Представление о наличие души во всех существах и явлениях а) тотемизм б) фетишизм в) анимизм г) партиципация 7. Запрет на заключение браков внутри родовой общины. а) полигамия б) эндогамия в) экзогамия г) инцест 8. Главным табу в родовом коллективе являлось а) табу на охоту в чужом лесу б) табу на нанесение вреда тотему в) табу на брак г) табу на убийство 9. Классификация всех мировых процессов и явлений на две группы по ценностному принципу а) бинарные оппозиции б) партиципация в) картина мира г) экзогамия 10. Основным итогом неолитической революции было а) появление человека разумного б) появление искусства в) переход на производящую систему хозяйства г) формирование первых цивилизаций 11. Хронологические рамки первобытной эпохи а) 100000 л. до н.э. – 4000 л. до н.э. б) 2 млн. л. до н.э. - 4000 л.до н.э. в) 40000 л.до н.э. – 8000 л. до.н.э. г) 50000 л. до н.э. – 2000 л. до н.э. 12. Обряд посвящения, при котором ребёнок становится взрослым, полноправным членом родового коллектива называется а) брак б) обрезание в) инициация г) инкарнация 13. Смысл сакрального времени в том, что а) всем предоставляется отдых от работы б) прекращается обыденное течение времени, совершаются ритуалы перехода от старого состояния к новому в) в это время надо посещать храм г) в это время надо соблюдать строгий пост 14. Мировым символом, который представляет устройство мира по вертикали является а) мировое яйцо б) птица в) мировое древо г) лестница 15. Представление о сопричастности, взаимозависимости всех явлений мира в первобытном сознании называется а) анимизм б) магия в) партиципация г) экзогамия 16. Первобытные люди чаще всего изображали в своих картинных галереях а) женщин б) ритуальный огонь в) солнце г) животных 17. Комплексы из каменных сооружений называются а) мегалиты б) дольмены в) кромлехи г) стоунхенджи 18. Кроманьонец отличается от неандертальца а) большим объёмом мозга б) умением ходить на двух конечностях в) наличием артикуляционного аппарата г) умением использовать огонь 19. Кроманьонцы остались единственными людьми на планете в а) 40000 л. до н.э. б) 100000 л. до н.э. в) 8000 л. до н.э. г) до сих пор не единственные 20. Новогодняя ёлка является символом а) мирового древа б) жизни в) защиты г) светлого будущего
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ "МИФ". Выберите в предлагаемой таблице слова, словосочетания и предложения, с которыми связаны мифы, однозначно определяющие античную, русскую, американскую, западноевропейскую и восточную культуру.
Заполните таблицу, вписав в пустые ячейки соответствующие номера слов (словосочетаний).
1. Выпишите два столбика имена греческих и римских деятелей культуры.
Задание. а) Проанализируйте приведенные в таблице имена выдающихся деятелей европейской культуры, соотнесите каждое имя с эпохой, в которой жил данный человек. Таб. 1
Таб. 2
б) Соотнесите имена выдающихся деятелей культуры разных эпох) с их произведениями
Найдите соответствие между названиями великих произведений и их авторами
Соотнесите имена великих представителей Древних цивилизаций и их деятельность, благодаря которой они прославились.
1. Основоположник буддизма. 2. Философ, математик, глава союза единомышленников. 3. Знаменитейший трагический поэт Древней Греции, автор трагедии «Эдип-царь». 4. Создатель древнеиндийского литературного языка. 5. Создатель крупнейшей библиотеки древности, правитель Ассирии. 6. Астроном, доказавший факт вращения Земли вокруг Солнца. 7. Основатель философско-религиозного направления в Древнем Китае. 8. Правитель Вавилонии, создатель древнейшего Кодекса законов. 9.Многократно переизбиравшийся стратег, в период правления которого древнегреческая культура достигла наивысшего расцвета. 10. Древнекитайский император, совершивший первую в мире "культурную революцию". 11. Фараон, произведший первую попытку введения монотеизма. 12. Древнегреческий философ, основоположник диалектики. 13. Правитель эллинистического Египта, инициатор создания крупнейшего научно-учебного центра древности. 14. Правитель Древней Индии, прославившийся своим миролюбием. 15. Основоположник знаменитого религиозного учения в Древней Персии. 16.Правитель Урука, герой шумерского эпоса, отправившийся на поиски бессмертия. 17. Создатель этико-религиозного учения, ставшего основой культуры Древнего Китая. 18. Знаменитый древнегреческий философ, борец за правду, любивший побеседовать с согражданами. 19. Оратор, философ и политический деятель Древнего Рима. 20. Основатель учения йоги в Древней Индии.
Задание: Найдите в Таблице (1) факты, относящиеся к первобытной культуре, культуре традиционного, индустриального и постиндустриального типа общества. Раскрасьте разными цветами Таб.
Задание: Найдите в таблице факты, относящиеся к культуре модерна и постмодерна. Запишите из в 2 столбика (можно раскрасить разными цветами).
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||