Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Культурология |
16.11.2016, 16:55 | |
Тест для переаттестации по дисциплине «Культурология» 1. С чьим именем принято связывать введение в научный оборот термина «культурология»? 1) К. Ясперс; 2) А. Тойнби; 3) Л. Уайт; 4) О. Шпенглер. 2. Назовите один из аспектов изучения предмета культурологии: 1) уровень экономических знаний мировой цивилизации; 2) уровень достижений мировой культуры и отдельных сообществ; 3) уровень развития современной науки и техники; 4) закономерности научно-технического прогресса. 3. Что представляет собой культурология? 1) отдельную область научного знания включенного в философию; 2) совокупность различных знаний о культурных явлениях и объектах; 3) социологическую дисциплину о динамике развития мировой культуры; 4) отдельную, автономную отрасль научного знания о культуре. 4. Выберете сущностные характеристики культуры: 1) религия, мораль, нравственность; 2) свобода, равенство, братство; 3) материальная, духовная, художественная, физическая; 4) духовность, творчество, свобода, предметность. 5. Формы проявления культуры (мораль, право, наука и др.): 1) структурные элементы культуры; 2) феномены культуры; 3) составные части культуры; 4) мозаика культуры. 6. Культурология - это: 1) филологическая наука; 2) описательная наука; 3) интегративное знание; 4) эмпирическое знание. 7. Между материальной и духовной культурой существуют взаимоотношения? 1) материальная и духовная культура находятся между собой в диалектической связи; 2) между материальной и духовной культурой не существует связей. Они существуют автономно друг от друга; 3) между материальной и духовной культурой существуют глубокие качественные различия, поэтому не может быть никаких связей; 4) деление культуры на материальную и духовную некорректно. Культурой называют все то, что создано человеком. 8. Распространенный подход в анализе культуры предполагает такое исследование культуры, которое позволяет понять это явление с точки зрения его возникновения и развития, найти его происхождение: 1) генеалогический; 2) генетический; 3) исторический; 4) компаративный. 9. Один из аспектов изучения культуры - 1) памятники культуры как предметные результаты материальной и духовной деятельности людей; 2) памятники растительного мира, нетронутые цивилизацией; 3) остатки животного мира прошлых эпох; 4) памятники прошлых геологических эпох. 10. В число задач культурологии не входит ... 1) разрешение проблем социокультурной динамики; 2) исследование социальной структуры; 3) анализ культуры как системы феноменов; 4) исследование культурных кодов и коммуникаций 11. Структура культурологии выражается 1) нравственной культурой; 2) прикладной культурологией; 3) методологией изучения культуры; 4) типологией культур. 12. Структура современного культурологического знания включает 1) историю культуры, социологию культуры, историческую и прикладную культурологию; 2) онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию искусства и культуры; 3) философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию; 4) цивилиографию, историю европейской и отечественной культуры. 13. Кому из античных мыслителей принадлежит высказывание: «Философия есть культура души»? 1) Аристотелю; 2) Демокриту; 3) Цицерону; 4) Платону. 14.Выберите верное, на ваш взгляд, суждение о соотношении культурологии и философии: 1) философия является методологией по отношению к культурологи; 2) философия и культурология тождественные понятия; 3) культурология – непременная и обязательная часть культурологии; 4) культурология – особая философия, а именно, философия культуры. 15. Назовите одну из символических и наиболее динамичных форм духовной культуры, осваивающую мир посредством системы образов, и опирающуюся на мир красоты: 1) наука; 2) искусство; 3) мораль; 4) религия. 16. Кому принадлежит следующее определение культуры: «Культура – это созданная человеком вторая природа»? 1) К. Марксу; 2) И. Канту; 3) Г. Гегелю; 4) В. Ленину. 17. Автор концепции социокультурной динамики: 1) Г. Зиммель; 2) О. Шпенглер; 3) П. Сорокин; 4) К. Юнг. 18. Как называется основной труд Й Хейзинги, в котором ученый изложил собственную теорию культуры? 1) «Древнее общество»; 2) «Золотая ветвь»; 3) «Человек играющий»; 4) «Закат Европы». 19. По мнению американского ученого русского происхождения П. Сорокина, основой культуры служит: 1) миф; 2) игра; 3) язык; 4) ценности. 20. К какому из направлений в культурологии относят работы французского ученого К. Леви-Строса? 1) натуралистическое; 2) символическое; 3) социологическое; 4) общественно-историческое. 21. Для терминов «историческая культурология» и «история культуры» справедливо утверждение о том, что… 1) это – нетождественные понятия, историческая культурология объединяет культурологические подходы к истории культуры, она более теоретична; 2) существует только «историческая культурология»; 3) это – тождественные понятия, историческая культурология, как и история культуры изучает историю материальной и духовной культуры; 4) существует только история культуры, «историческая культурология» – некорректный термин, ведь «неисторической» культурологии не существует. 22. Процесс преобразования и переключения психической энергии, аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и культурного в том числе творчества: 1) амбивалентность; 2) пассионарность; 3) сублимация; 4) социализация. 23. Культурология изучает 1) взаимоотношения культур и цивилизаций; 2) универсальные свойства характерные для каждой культуры; 3) взаимоотношения между культурами внутри одной цивилизации; 4) общее и особенное в культуре и цивилизации. 24. Назовите раздел культурологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем культуры: 1) прагматическая культурология; 2) прикладная культурология; 3) актуальная культурология; 4) практическая культурология. 25. Как называется основной труд О. Шпенглера, в котором ученый изложил собственную теорию культуры? 1) «Древнее общество»; 2) «Золотая ветвь»; 3) «Человек играющий»; 4) «Закат Европы». 26. Может ли культура быть предметом философского анализа? 1) может, поскольку проблемы культуры приобретают в развитии общества все более и более глобальный характер; 2) не может: предметом анализа культура выступает только в культурологи; 3) не может, так как, в понятие культура входит сама философия; 4) может быть, поскольку только философия дает для этого методы специального научного анализа. 27. Как называется основной труд К. Леви-Строса, в котором ученый изложил свои взгляды на культуру? 1) «Структурная антропология»; 2) «Золотая ветвь»; 3) «Человек играющий»; 4) «Закат Европы». 28. Термин «архетип», введенный швейцарским психологом К. Юнгом: 1) средство межкультурной коммуникации; 2) образец для подражания; 3) древнейший образец культуры; 4) прообразы, составляющие коллективное бессознательное. 29. К какой группе концепций культуры можно отнести морфологию культуры О. Шпенглера? 1) социологические; 2) биологические; 3) философские; 4) исторические. 30. Какой из перечисленных методов рассматривает культуру как знаковую систему? 1) морфологический; 2) структурно-функциональный; 3) цивилизационно-типологический; 4) семиотический. 31. Предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения называются: 1) законами; 2) нормами; 3) традициями; 4) ритуалами. 32. Процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей: 1) культурный прогресс; 2) культурный синтез; 3) культурогенез; 4) культурный круг. 33. Совокупность верований, символов, обрядов действий, с помощью которых регулируются отношения людей в мире человеческих проблем: 1) религия; 2) мистика; 3) мораль; 4) право. 34. Духовная деятельность человека, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не существовавшее, характеризующееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью: 1) творчество; 2) изобретательность; 3) креативность; 4) самодеятельность. 35. Что такое артефакты? 1) факты из истории культуры; 2) искусственно созданные объекты, имеющие физические характеристики и знаково-символическое содержание; 3) прообразы коллективного бессознательного; 4) археологические находки имеющие культурную и научную ценность 36. Миф – это: 1) истории из жизни наших далеких предков; 2) мировоззрение основанное на вере в единого Бога; 3) прообразы коллективного бессознательного; 4) повествования о богах, духах, обожествленных героях и первопредках возникающие в первобытных обществах. 37. Формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи 1) диалог культур; 2) категории культуры; 3) языки культуры; 4) средства общения. 38. Функцией культуры, определяющей вхождение индивида в общество, является… 1) исполнение нормативных актов; 2) социализация личности; 3) установление коммуникативных связей; 4) приспособление личности к окружающей среде. 39. Кто из известных мыслителей противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация»? 1) О. Шпенглер и Н. Бердяев; 2) К. Маркс и Ф. Энгельс; 3) П. Сорокин и В. Ленин; 4) А. Тойнби и Н. Гумелев. 40. Имя ученого, выдвинувшего гипотезу о том, что в современном мире грядет противоборство цивилизаций: 1) А. Кребер; 2) О. Шпенглер; 3) П. Сорокин; 4) С. Хантингтон. 41. Цивилизация – это… 1) материальная культура общества;2) материальные и духовные достижения общества;3) культура общества; 4) совокупность гуманитарных достижений общества. 42. Одним из признаков этнической культуры является 1) грамотность; 2) территория; 3) национальное самосознание, традиции; 4) численность. 43. Культура, характеризуемая производством культурных ценностей в силу своей исключительности доступных узкому кругу людей: 1) элитарная; 2) технологическая; 3) маргинальная; 4) аристократическая. 44. Какое из высказываний адекватно отражает смысл понятия «контркультура»? 1) протест церкви против негативных моментов современной культуры; 2) массовое движение молодежи против классической культуры; 3) существование одной культуры внутри другой; 4) протест против традиционной, господствующей культуры 45. Понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в индустриальном обществе, рассчитанных на массового потребителя: 1) элементарная культура; 2) материальная культура; 3) духовная культура; 4) массовая культура. 46. Какая из нижеперечисленных культур относится к историческому типу культуры? 1) материальная; 2) духовная; 3) городская; 4) средневековая. 47. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, специалисты разделяют ее на три формы: 1) мужская, женская, молодежная; 2) первобытная, рабовладельческая, феодальная; 3) языческая, религиозная светская; 4) элитарная, народная, массовая. 48. Признак “массовой культуры” обычно выделяют исследователи 1) принадлежность высшим слоям общества; 2) принадлежность “ среднему классу”; 3) элитарный характер; 4) принадлежность низшим слоям общества. 49. К какой форме культуры относятся мифы, легенды, сказания, сказки? 1) массовой; 2) элитарной; 3) народной; 4) молодежной. 50. Термин, используемый для обозначения предполагаемого состояния западной культуры в ближайшем будущем: 1) технологическое общество; 2) индустриальное общество; 3) открытое общество; 4) информационное общество. 51. Подход к изучению культуры, основанный на идее превосходства ценностей европейской культуры: 1) западничество; 2) славянофильство; 3) европоцентризм; 4) европеизм. 52. Как называется культура, созданная людьми каменного века? 1) протокультура; 2) первобытная культура; 3) ранняя культура; 4) пракультура. 53. Какая из религий по своему происхождению является наиболее ранней? 1) ислам; 2) иудаизм; 3) православие; 4) буддизм. 54. Даосизм: 1) течение в китайской философии; 2) течение в японской философии; 3) течение в корейской философии; 4) индийская религия. 55. Свод мусульманских законов в исламской культуре обозначается термином: 1) Коран; 2) Умма; 3) Шариат; 4) Сунна. 56. Характеристика, не присущая западной культуре: 1) природа мира – механистическая, рациональная, логическая; 2) акцент на автономию личности; 3) основы общественного контроля – моральные нормы и авторитет старших; 4) акцент на равенство в межличностных отношениях. 57. Утверждение, характерное для картины мира традиционной китайской культуры: 1) человек создан Единым Богом Творцом; 2) человек появился из обезьяны в результате эволюции; 3) человек произошел в результате смешения двух противоположных начал «земли» и «неба»; 4) люди потомки внеземной цивилизации. 58. Как называется помещение для отправления религиозного культа у мусульман? 1) храм; 2) церковь; 3) собор; 4) мечеть 59. Мировая религия, на базе которой возник и тип культуры - 1) ислам; 2) иудаизм; 3) митраизм; 4) сикхизм. 60. Всемирно-историческое значение русская культура приобрела в: 1) Х веке; 2) XX веке; 3) XVIII веке; 4) XIX веке. 61. Специфика русской философии начала 20 века состояла в связи с 1) культурой и литературой; 2) техникой и естественными науками; 3) мистическими системами; 4) западными философскими системами. 62. Соборность сознания русских людей - это: 1) традиционное понимание себя как части чего-то более ценного; 2) хождение русских людей в соборы; 3) традиционный индивидуализм русских людей, привитый христианством; 4) тяга русских к монархии. 63. Символом русской культуры является: 1) меч; 2) серп и молот; 3) православный храм; 4) деревня. 64. Признаки совершенствования российской культуры в период реформ Петра I: 1) создание новых возможностей совершенствования материальной и духовной сфер; 2) упрочение функционирования материально-производственной сферы от иностранных государств; 3) создание системы народного образования; 4) развитие научно-технического знания. 65. Основной чертой духовной культуры Серебряного века является 1) кризис патриархально-дворянской государственной системы; 2) качественные изменения отношений в российском обществе; 3) единство профессионального творчества с народной культурой; 4) отображение народной жизни. 66. Основателем национальной музыки как самостоятельного художественного творчества считают 1) М. Глинку; 2) А. Бородина; 3) М. Мусоргского; 4) А. Львова. 67. Какую цель преследует теория и движение «экология культуры»? Это сохранение: 1) культурной среды; 2) памятников культуры; 3) памятников природы; 4) памятников духовной культуры. 68. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится решающим фактором: 1) техносфера; 2) социосфера 3) биосфера; 4) ноосфера. 69. Отечественный ученый, предложивший термин «экология культуры» 1) Д. Лихачев; 2) В. Грачев; 3) П. Сорокин; 4) Н. Бердяев. 70. Понятие «ноосферы», введенное в научный оборот В. И. Вернадским, это: 1) слой атмосферы, лежащий за тропосферой; 2) новое эволюционное состояние биосферы, где разумная деятельность человека - решающий фактор развития; 3) низший слой атмосферы, в котором функционирует культура; 4) открытое космическое пространство. 71. Терпимость к чужим мнениям и верованиям - 1) реакция; 2) толерантность; 3) молчание; 4) дипломатичность. 72. Примером влияния природы на культуру может служить 1) связь между культурой и географическим пространством; 2) формирование внекультурной среды; 3) территориальная монолитность; 4) доступность для государства разнообразных торговых путей. 73. Термин, использующийся для обозначения полного отрицания всех культурных ценностей и моральных норм: 1) скептицизм; 2) схоластика; 3) нигилизм; 4) обскурантизм 74. Понятие, характеризующее складывание универсальной единой мировой культуры, отрицающей ценности национальных культур: 1) стандартизация культуры; 2) глобализация культуры; 3) национализация культуры; 4) космополитизация культуры. 75. Социокультурная динамика: 1) изменение культуры в пределах одной общественно-экономической формации; 2) революционные изменения при переходе от одной общественно-экономической формации к другой; 3) развитие культуры в рамках одной территории; 4) процесс изменения или модификации черт культуры во времени и пространстве 76. Использование экономической и политической власти для возвышения и распространения ценностей иностранной культуры: 1) культурный бонопартизм; 2) культурная агрессия; 3) культурный империализм; 4) культурное нашествие. 77. Процесс погружения в иную культуру обозначается понятием: 1) культурный взрыв; 2) культурная революция; 3) культурный шок; 4) культурный коллапс. 78. Вариант аккультурации, когда человек полностью принимает ценности и нормы новой культуры, отказываясь от своих: 1) маргинализация; 2) интеграция; 3) ассимиляция; 4) геттоизация. 79. Процесс освоения членом общества основных черт и содержания культуры этого общества: 1) адаптация; 2) аккомодация; 3) инкультурация; 4) инновация. 80. Принцип, используемый в международной коммуникации, обозначающий уважение и признание всех национальных культур в структуре мировой культуры: 1) диалог культур; 2) симметричность культур; 3) автокефальность культур; 4) полемичность культур. 81. Что понимается под термином «культурная ассимиляция»? 1) агрессивное завоевание одних культур другими; 2) распространение культуры одного народа на культуру другого; 3) равноправный диалог между культурами; 4) полное или частичное поглощение культуры одного народа культурой другого . 82. Какое суждение наиболее точно отражает понятие «культурная инновация»? 1) процесс появления субкультур в традиционных культурах; 2) культурные феномены, институты, впервые появившиеся в данной культуре; 3) процесс распространения свойств одной культуры на другую; 4) культурные традиции, заимствованные из других культур. 83. Кто из ученых является автором концепции социокультурной динамики? 1) Г. Зиммель; 2) П. Струве; 3) З. Фрейд; 4) П. Сорокин. 84. Страх человека перед отчужденным от него миром техники и технологии, таящим угрозу его бытию - 1) стресс; 2) невроз; 3) техносиндром; 4) технофобия. 85. Культура личности соотносится с: 1) культурой общества; 2) политической культурой; 3) традициями; 4) преемственностью. 86. К процессу инкультурации не относится… 1) включение в систему исполнения социальных ролей; 2) освоение ценностных ориентаций общества; 3) знакомство с господствующими символами, религиями, модой; 4) усвоение этикетных норм поведения в различных жизненных ситуациях. 87. Характеристика социально-профессиональных качеств специалиста 1) профессиональное сознание; 2) профессиональная деятельность; 3) профессиональные отношения; 4) профессиональная культура. 88. Система общих символов, норм и образцов поведения, разделяемых профессиональной группой 1) профессиональная деятельность; 2) профессиональная субкультура; 3) профессиональная культура; 4) профессиональный язык. 89. Что отождествляется с совокупностью форм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе? 1) цивилизация; 2) искусство; 3) этика; 4) культура. 90. Элементы культуры, обладающие определенной значимостью 1) культурные достижения; 2) культурные феномены; 3) культурные императивы; 4) культурные ценности. 91. Традиция - это 1) стереотипный способ поведения; 2) элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в обществе; 3) особенности повседневной жизни; 4) моральная культура. 92. Этикет – это 1) правила поведения; 2) моральные принципы; 3) культура общества; 4) все вышесказанное. 93. Радикальное требование, приказ, закон, обращенный к нравственному человеку 1) золотое правило нравственности; 2) нравственная норма; 3) нравственная аксиома; 4) категорический императив. 94. Виды этикета отличаются 1) принципами; 2) направленностью; 3) не отличаются; 4) условностью. 95. Наука о прекрасном называется 1) этика; 2) эстетика; 3) нравственность; 4) этикет. 96. С какой формой развития общества связано появление этикета 1) политическое развитие; 2) экономическое развитие; 3) социальное развитие; 4) нравственное развитие. 97. При знакомстве первым подает руку 1) старший по возрасту; 2) младший по возрасту; 3) в зависимости от обстановки; 4) нет верного ответа. 98. Кто утвердил понятие «честь мундира»? 1) Суворов; 2) Петр I; 3) Кутузов; 4) Драгомиров. 99. К культуре досуга не относится 1) совершенствование жизненного существования; 2) «выстраивание» качества жизни; 3) переживание свободного времени; 4) реализация духовных интересов и устремлений. 100. Культура досуга способствует 1) восстановлению сил после работы; 2) внесению психологического разнообразия; 3) созданию литературных и поэтических произведений; 4) все ответы верны. | |