Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
24.11.2016, 15:25 | |
Вариант III Раздел 1 История философии 1. Верный смысл понятия «философия» – а) наука о мудрости; б) любовь к мудрости; в) обладание мудростью; г) освоение мудрости. 2. Философия своим предметом исследования считает а) бытие в целом и смысл его существования; б) развитие природы; в) законы общественного развития; г) взаимодействие природы и человека. 3. Какое взаимоотношение истинно? а) философия и мировоззрение существуют самостоятельно; б) философия – наиболее ранняя форма мировоззрения; в) мировоззрение не может существовать без философии; г) философия – высшая форма мировоззрения. 4. В рамках философии мифология рассматривается как а) учение о мифах; б) научная теория; в) литературное течение; г) фантастические представления древних о мироздании. 5. Конфуцианство принцип сыновней и братской добродетели отождествляет с понятием а) сяо ти; б) жень; в) ли; г) дэ. 6. В философии даосизма под дао подразумевается а) энергия; б) мужское начало; в) женское начало; г) естественный путь вещей. 7. Под понятием «брахма» в ведизме понимают а) мировую душу; б) индивидуальную душу; в) колесо жизни; г) закон воздаяния. 8. Праведная жизнь человека с точки зрения буддизма завершается достижением состояния а) самсары; б) кармы; в) нирваны; г) бодхи. 9. Философия локаяты а) отвергает загробную жизнь; б) признаёт цепь перерождений; в) сомневается в возможности последующего возрождения; г) не поднимает эту проблему. 10. Местом возникновения античной философии является а) Греция; б) Древний Восток; в) Италия; г) западное побережье Малой Азии. 11. Для милетских философов характерен а) софизм; б) объективный идеализм; в) субъективный идеализм; г) стихийный материализм. 12. Принцип «панта реи» у Гераклита основан на а) метафизике; б) солипсизме; в) диалектике; г) агностицизме. 13. Жизнь, исходя из учения Демокрита, возникла а) естественным образом, по законам природы; б) в результате божественного вмешательства; в) в результате развития идеальной первоосновы; г) в результате случайного столкновения атомов. 14. Платон утверждал, что идеальным государством должны управлять а) воины; б) земледельцы; в) ремесленники; г) философы. 15. Философские интересы Сократа относятся по преимуществу к области а) космологии; б) гносеологии; в) антропологии; г) эсхатологии. 16. В структуре человеческой души Аристотель выделяет а) два вида души; б) три вида души; в) четыре вида души; г) считает её нерасчленимой. 17. Философствование в Средние века опиралось на такой метод, как а) диалектика; б) эмпиризм; в) схоластика; г) рационализм. 18. Период, связанный с философским творчеством Августина, – а) патристика; б) схоластика; в) софистика; г) майевтика. 19. Томизмом называется религиозно-философское учение а) Ансельма Кентерберийского; б) Фомы Аквинского; в) Томаса Уэльского; г) Климента Александрийского. 20. Для философии Возрождения характерно а) поддержание позиций полного атеизма; б) сохранение полной зависимости от церкви; в) следование дуалистическим идеям; г) игнорирование религиозных проблем. 21. Источником «идолов театра» Фрэнсис Бэкон считал а) языческое идолопоклонство; б) христианскую священную историю; в) античное театральное искусство; г) безграничное доверие к ученым авторитетам. 22. В результате эволюции первоначального хаоса, по мнению Рене Декарта, образуется а) четыре вида корпускул; б) три вида корпускул; в) два вида корпускул; г) единая материя. 23. В философской системе Т. Гоббса человек рассматривается как а) божественное творение; б) чисто природное существо; в) результат общественного развития; г) существо, занимающее промежуточное положение между природой и обществом. 24. Концепция, получившая развитие в философском учении Джона Локка, – а) прагматизм; б) утилитаризм; в) гилозоизм; г) конформизм. 25. Французские просветители выступали а) за сохранение существующих социальных отношений; б) за сохранение абсолютизма; в) против буржуазии; г) против господства религиозной идеологии. 26. И. Кант утверждал, что проникновение в мир «вещей в себе» возможно с помощью а) опытного знания; б) теоретических расчётов; в) религии; г) воображения. 27. Саморазвитие абсолютной идеи у Гегеля завершается формированием а) абсолютного тела; б) абсолютного мира; в) абсолютного разума; г) абсолютного духа. 28. Философское мировоззрение Фейербаха опирается на а) натурализм; б) эмпиризм; в) рационализм; г) утилитаризм. 29. Западники и славянофилы кардинально расходились в рассмотрении проблемы а) выбора исторического пути развития России в целом; б) определения только характера культурного развития; в) выбора исключительно экономических принципов развития; г) определения характера государственного устройства. 30. В философской системе В. С. Соловьёва разобщённость между людьми может быть преодолена с помощью а) экономики; б) политики; в) культуры; г) нравственности. 31. По мнению С. Н. Булгакова, основу бытия мира составляют а) атомы; б) корпускулы; в) божественные энергии; г) материя. 32. Первичным в философии Н. А. Бердяева является а) свобода; б) Бог; в) материя; г) космический хаос. 33. Мыслитель, не принадлежавший к философскому направлению «космизм», – а) Н. А. Умов; б) Н. Г. Холодный; в) Н. Ф. Фёдоров; г) П. Я. Чаадаев. 34. Основным критерием истинности в марксизме считается а) мнение большинства; б) чувственные данные; в) логически непротиворечивое умозаключение; г) практика. 35. «Философия жизни» сформировалась в рамках а) европейской философии XVIII века; б) классической философии; в) восточной философии; г) неклассической философии. 36. Характерной особенностью философии А. Шопенгауэра является а) прагматизм; б) оптимизм; в) скептицизм; г) пессимизм. 37. Под сверхчеловеком Ф. Ницше подразумевал а) существо, возникшее в результате исторического развития; б) существо, обладающее выдающимися физическими способностями; в) существо, обладающее волей, способной объединить людей; г) Бога. 38. Центром противоречий человеческой психики в психоанализе выступает а) ОНО; б) Я; в) Сверх-Я; г) совокупность этих начал. 39. В экзистенциализме под экзистенцией понимают а) материальное первоначало мира; б) рождение чего-то из ничего; в) индивидуальное существование; г) божественный замысел. 40. В центре внимания сциентизма и антисциентизма находится такое явление, как а) наука; б) природа; в) космос; г) человек.
Раздел 2 Философские проблемы 1. Под бытием в философии понимается а) то, что вечно меняется; б) то, что рождается и умирает; в) то, что должно быть; г) то, что существует. 2. Материя в современном представлении – это а) однородное мировое вещество; б) всё объективное и чувственно воспринимаемое; в) единственная реальность; г) первоначало мира. 3. Движение как философское понятие означает а) любое взаимодействие; б) перемещение в пространстве; в) только качественные изменения; г) только количественные изменения. 4. Пространство и время а) существуют независимо друг от друга; б) существуют в единстве и самостоятельно; в) существовали до материи; г) формы существования и координации материальных объектов. 5. В метафизике развитие рассматривают как а) движение по спирали; б) необратимые качественные изменения; в) только количественные изменения; г) регресс. 6. Развитие с позиции диалектики – это а) только прогресс; б) только регресс; в) движение по кругу; г) движение по ломаной спирали. 7. Под категориями в философии подразумеваются а) названия объектов; б) научные термины; в) наиболее общие абстрактные понятия; г) понятия, отражающие конкретные свойства. 8. Какое утверждение верно с точки зрения диалектики? а) общее породило единичное; б) общее существует только в понятиях; в) общее и единичное существуют независимо друг от друга; г) общее и единичное – стороны конкретного объекта. 9. Отметьте истинное взаимоотношение: а) существует содержание без формы; б) существует форма без содержания; в) форма и содержание существуют вместе, но независимо друг от друга; г) форма – способ существования содержания. 10. С позиций фатализма утверждается, что всё предопределено а) случаем; б) человеческими возможностями; в) судьбой; г) божественным предопределением. 11. В рамках телеологии течение событий рассматривается как результат действия а) стечения обстоятельств; б) божественного предопределения; в) объективных законов; г) человеческой воли. 12. Исходя из диалектико-материалистической оценки а) случайность – это непознанная необходимость; б) одни явления в мире случайны, другие – необходимы; в) всякое явление и необходимо, и случайно в одном и том же отношении; г) всякое событие и случайно, и необходимо, но в разных отношениях. 13. Единственной основой процесса развития в индетерминизме признается а) законы; б) случайность; в) человеческие желания; г) действие сверхъестественных сил. 14. Какое утверждение относительно сущности и явления соответствует истине? а) они полностью совпадают; б) они существуют независимо друг от друга; в) они совпадают частично; г) они не предполагают друг друга. 15. Человек как предмет рассмотрения относится к такой философской отрасли, как а) гносеология; б) онтология; в) телеология; г) антропология. 16. Объяснение общественной составляющей человека природными механизмами наблюдается в а) социобиологии; б) марксизме; в) сциентизме; г) неопозитивизме. 17. К создателям теории общественного договора как источника формирования государства и общества относятся а) Ж. Ж. Руссо; б) Т. Гоббс; в) Дж. Локк; г) все названные выше философы. 18. В число философов, не развивавших концепцию локальных обществ (цивилизаций), не входит а) К. Ясперс; б) А. Тойнби; в) Н. Я. Данилевский; г) О. Шпенглер. 19. Какое утверждение относительно человеческих ценностей будет истинным? а) они полностью меняются с наступлением новой исторической эпохи; б) они всегда полностью сохраняют свою иерархию; в) они механически меняют свои позиции в системе приоритетов по воле общества; г) их значимость меняется в зависимости не только от установок общества, но и от жизненных позиций отдельного индивида. 20. Эстетика рассматривает окружающую действительность с позиции критериев а) нравственности; б) истинности; в) красоты; г) объективности. 21. Данные современной науки склоняют к выводу, что сознание а) возникает одновременно с рождением человека; б) закономерно возникает на этапе младенчества; в) формируется в первые годы жизни под влиянием общественной среды; г) генетически передаётся от родителей. 22. В каком случае указано верное взаимоотношение языка и мышления? а) они связаны между собой и тождественны друг другу; б) они связаны между собой, но не тождественны друг другу; в) они не связаны между собой; г) они частично пересекаются между собой. 23. Диалектический материализм в качестве критерия применяет а) практику; б) логичность рассуждений; в) мнение большинства; г) рациональную интуицию. 24. Анализ понимания познанного находится в центре внимания а) неопозитивизма; б) прагматизма; в) герменевтики; г) гносеологии. 25. Из числа методов научного познания исключаются а) методы получения знаний; б) методы дополнения знаний; в) методы развития знаний; г) методы воплощения знаний в практику. 26. В процессе постижения истины научное познание а) заменяет обыденное познание; б) является формой обыденного познания; в) продолжает обыденное познание как его этап; г) является более высокой стадией познания. 27. Какое утверждение относительно роли морали в научном познании верно? а) все, что объективно истинно, то нравственно; б) нравственная оценка относится только к использованию научных положений; в) научные теории могут быть как нравственными, так и безнравственными; г) достижения науки не могут быть безнравственными. 28. Цивилизационный подход считает, что цивилизация а) не связана с понятием «культура»; б) тождественна понятию «культура»; в) является одной из ступеней в развитии культуры; г) является более широким понятием, чем культура. 29. В теории постиндустриального общества делается вывод о том, что а) в мировой цивилизации полностью сформировалось информационное общество; б) информационное общество – отдалённая перспектива развития цивилизации; в) для формирования информационного общества нет никаких предпосылок; г) на современном этапе сформировалась база для создания информационного общества. 30. Временем возникновения глобальных проблем развития человечества является а) период Нового времени; б) конец XIX в.; в) первая половина ХХ в.; г) вторая половина ХХ в.
Вариант IV Раздел 1 История философии 1. Буквальное значение понятия «философия» – а) наука о мудрости; б) любовь к мудрости; в) обладание мудростью; г) освоение мудрости. 2. В центре внимания философии находится а) бытие в целом и смысл его существования; б) развитие природы; в) законы общественного развития; г) взаимодействие природы и человека. 3. Выделите правильную взаимосвязь: а) философия и мировоззрение существуют самостоятельно; б) философия – наиболее ранняя форма мировоззрения; в) мировоззрение не может существовать без философии; г) философия – высшая форма мировоззрения. 4. Мифология в рамках становления философии – это а) учение о мифах; б) научная теория; в) литературное течение; г) фантастические представления древних о мироздании. 5. Сыновняя и братская добродетели в конфуцианстве связаны с понятием а) сяо ти; б) жень; в) ли; г) дэ. 6. В даосизме дао – а) энергия; б) мужское начало; в) женское начало; г) естественный путь вещей. 7. Ведизм под брахмой подразумевал а) мировую душу; б) индивидуальную душу; в) колесо жизни; г) закон воздаяния. 8. Праведная жизнь человека по представлениям буддизма завершается достижением состояния а) самсары; б) кармы; в) нирваны; г) бодхи. 9. Локаята а) отвергает загробную жизнь; б) признаёт цепь перерождений; в) сомневается в возможности последующего возрождения; г) не поднимает эту проблему. 10. Место формирования античной философии – а) территория собственно Греции; б) Древний Восток; в) Италия; г) греческие колонии на западном побережье Малой Азии. 11. Милетские философы относятся к а) софистам; б) объективным идеалистам; в) субъективным идеалистам; г) стихийным материалистам. 12. В основе принципа «панта реи» у Гераклита лежит а) метафизика; б) солипсизм; в) диалектика; г) агностицизм. 13. Демокрит считал, что жизнь возникла а) естественным образом, по законам природы; б) в результате божественного вмешательства; в) в результате развития идеальной первоосновы; г) в результате случайного столкновения атомов. 14. Социальный слой, управляющий идеальным государством у Платона, – а) воины; б) земледельцы; в) ремесленники; г) философы. 15. Философия Сократа является по преимуществу а) космологией; б) гносеологией; в) антропологией; г) эсхатологией. 16. В структуре человеческой души Аристотелем выделяется а) два вида души; б) три вида души; в) четыре вида души; г) она считается нерасчленимой. 17. Господствующий метод философствования в Средние века – а) диалектика; б) эмпиризм; в) схоластика; г) рационализм. 18. Философское творчество Августина относится к периоду а) патристики; б) схоластики; в) софистики; г) апологетики. 19. Основоположник томизма – а) Ансельм Кентерберийский; б) Фома Аквинский; в) Томас Уэльский; г) Климент Александрийский. 20. Философия Возрождения а) стояла на позициях полного атеизма; б) продолжала оставаться «служанкой богословия»; в) развивала идеи пантеизма; г) вообще не обращалась к религиозным проблемам. 21. «Идолов театра» Фрэнсис Бэкон связывает с а) языческим идолопоклонством; б) христианской священной историей; в) античным театральным искусством; г) безграничным доверием к ученым авторитетам. 22. Первоначальный хаос у Рене Декарта в процессе эволюции образует а) четыре вида корпускул; б) три вида корпускул; в) два вида корпускул; г) единую материю. 23. В философии Т. Гоббса человек рассматривается как а) божественное творение; б) чисто природное существо; в) результат общественного развития; г) существо, занимающее промежуточное положение между природой и обществом. 24. Философские взгляды Джона Локка связаны с концепцией а) прагматизма; б) утилитаризма; в) гилозоизма; г) конформизма. 25. Французские просветители выступали а) за сохранение существующих социальных отношений; б) за сохранение абсолютизма; в) против буржуазии; г) против господства религиозной идеологии. 26. Проникновение в мир «вещей в себе», с точки зрения И. Канта, возможно с помощью а) опытного знания; б) теоретических расчётов; в) религии; г) воображения. 27. На завершающей стадии саморазвития абсолютной идеи у Гегеля формируется а) абсолютное тело; б) абсолютный мир; в) абсолютный разум; г) абсолютный дух. 28. Философское мировоззрение Фейербаха опирается на а) натурализм; б) эмпиризм; в) рационализм; г) утилитаризм. 29. Основная проблема, приведшая к расхождению между западниками и славянофилами, – а) выбор исторического пути развития России в целом; б) определение только характера культурного развития; в) выбор исключительно экономических принципов развития; г) определение характера государственного устройства. 30. По мнению В. С. Соловьёва, разобщённость между людьми может быть преодолена с помощью а) экономики; б) политики; в) культуры; г) нравственности. 31. Основой бытия мира в философии С. Н. Булгакова являются а) атомы; б) корпускулы; в) божественные энергии; г) материя. 32. Первичным у Н. А. Бердяева считается а) свобода; б) Бог; в) материя; г) космический хаос. 33. К философскому направлению «космизм» не принадлежит а) Н. А. Умов; б) Н. Г. Холодный; в) Н. Ф. Фёдоров; г) П. Я. Чаадаев. 34. Основным критерием истинности в марксизме считается а) мнение большинства; б) чувственные данные; в) логически непротиворечивое умозаключение; г) практика. 35. «Философия жизни» относится к а) европейской философии XVIII века; б) неклассической философии; в) восточной философии; г) классической философии. 36. Для философских взглядов А. Шопенгауэра характерен а) прагматизм; б) оптимизм; в) скептицизм; г) пессимизм. 37. По определению Ф. Ницше, сверхчеловек – это а) Бог; б) существо, обладающее выдающимися физическими способностями; в) существо, обладающее волей; г) результат исторического развития. 38. В философии З. Фрейда психический аппарат выступает как а) ОНО; б) Я; в) Сверх-Я; г) совокупность этих начал. 39. Экзистенция – это а) материальное первоначало мира; б) рождение чего-то из ничего; в) индивидуальное существование; г) божественный замысел. 40. В центр своего внимания сциентизм и антисциентизм ставят такое явление, как а) наука; б) природа; в) космос; г) человек.
Раздел 2 Философские проблемы 1. Философское понятие бытия подразумевает а) то, что вечно меняется; б) то, что рождается и умирает; в) то, что должно быть; г) то, что существует. 2. Материя в современном философском толковании – это а) однородное мировое вещество; б) всё объективное и чувственно воспринимаемое; в) единственная реальность; г) первоначало мира. 3. Под движением философия понимает а) любое взаимодействие; б) перемещение в пространстве; в) только качественные изменения; г) только количественные изменения. 4. Укажите верное соотношение пространства и времени: а) существуют независимо друг от друга; б) существуют в единстве и самостоятельно; в) существовали до материи; г) формы существования и координации материальных объектов. 5. Развитие с позиций метафизики – это а) движение по спирали; б) необратимые качественные изменения; в) только количественные изменения; г) регресс. 6. Диалектика рассматривает развитие как а) только прогресс; б) только регресс; в) движение по кругу; г) необратимые качественные изменения. 7. Категории – это а) названия объектов; б) научные термины; в) наиболее общие абстрактные понятия; г) понятия, отражающие конкретные свойства. 8. С точки зрения диалектики, а) общее породило единичное; б) общее существует только в понятиях; в) общее и единичное существуют независимо друг от друга; г) общее и единичное – стороны конкретного объекта. 9. Что верно? а) существует содержание без формы; б) существует форма без содержания; в) форма и содержание существуют вместе, но независимо друг от друга; г) форма – способ существования содержания. 10. Всё происходящее в фатализме предопределено а) роком; б) божественным предопределением; в) судьбой; г) всем перечисленным выше. 11. Течение событий телеология рассматривает как результат действия а) стечения обстоятельств; б) божественного предопределения; в) объективных законов; г) человеческой воли. 12. Выделите диалектико-материалистическую оценку необходимости и случайности: а) случайность – это непознанная необходимость; б) одни явления в мире случайны, другие – необходимы; в) всякое явление и необходимо, и случайно в одном и том же отношении; г) всякое событие и случайно, и необходимо, но в разных отношениях. 13. Единственная основа процесса развития по оценке индетерминизма – а) законы; б) случайность; в) человеческие желания; г) действие сверхъестественных сил. 14. Сущность и явление а) полностью совпадают; б) существуют независимо друг от друга; в) совпадают частично; г) не предполагают друг друга. 15. Человек как отдельная проблема является предметом рассмотрения такой философской отрасли, как а) гносеология; б) онтология; в) телеология; г) антропология. 16. Отождествление общественной составляющей человека с природными механизмами наблюдается в а) социобиологии; б) марксизме; в) сциентизме; г) неопозитивизме. 17. Формирование государства и общества посредством заключения общественного договора присутствует у а) Ж. Ж. Руссо; б) Т. Гоббса; в) Дж. Локка; г) всех названных выше философов. 18. Локальные общества (цивилизации) не рассматривались а) К. Ясперсом; б) А. Тойнби; в) Н. Я. Данилевским; г) О. Шпенглером. 19. Человеческие ценности а) полностью меняются с наступлением новой исторической эпохи; б) всегда полностью сохраняют свою иерархию; в) механически меняют свои позиции в системе приоритетов по воле общества; г) их значимость меняется в зависимости не только от установок общества, но и от жизненных позиций отдельного индивида. 20. Окружающую действительность эстетика оценивает с позиции а) критериев нравственности; б) критериев истинности; в) критериев красоты; г) критериев объективности. 21. С точки зрения современной науки сознание а) возникает одновременно с рождением человека; б) закономерно возникает на этапе младенчества; в) формируется в первые годы жизни под влиянием общественной среды; г) генетически передаётся от родителей. 22. Укажите верную оценку взаимоотношения языка и мышления: а) связаны между собой и тождественны друг другу; б) связаны между собой, но не тождественны друг другу; в) не связаны между собой; г) частично пересекаются между собой. 23. Критерием истины с точки зрения диалектического материализма выступает а) практика; б) логичность рассуждений; в) мнение большинства; г) рациональная интуиция. 24. Анализ понимания познанного – область интересов такого философского направления, как а) неопозитивизм; б) прагматизм; в) герменевтика; г) гносеология. 25. Что не относится к методам научного познания? а) методы получения знаний; б) методы дополнения знаний; в) методы развития знаний; г) методы воплощения знаний в практику. 26. Какова роль научного познания? а) оно заменяет обыденное познание; б) оно является формой обыденного познания; в) оно продолжает обыденное познание как его этап; г) оно является более высокой стадией познания. 27. Выделите верное утверждение: а) все, что объективно истинно, то нравственно; б) нравственная оценка относится только к использованию научных положений; в) научные теории могут быть как нравственными, так и безнравственными; г) достижения науки не могут быть безнравственными. 28. Какое взаимоотношение цивилизации и культуры будет верным с точки зрения цивилизационного подхода? а) они не связаны между собой; б) эти понятия тождественны; в) цивилизация – одна из ступеней в развитии культуры; г) цивилизация – более широкое понятие, чем культура. 29. Опираясь на теорию постиндустриального общества, отметьте правильный ответ: а) в мировой цивилизации полностью сформировалось информационное общество; б) информационное общество – отдалённая перспектива развития цивилизации; в) для формирования информационного общества нет никаких предпосылок; г) на современном этапе сформировалась база для создания информационного общества. 30. Назовите временной период возникновения глобальных проблем развития человечества. а) период Нового времени; б) конец XIX века; в) первая половина ХХ века; г) вторая половина ХХ века. | |