Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
19.11.2015, 11:36 | |||||||||||||||||||||||||||||
Выбор темы контрольной работы осуществляется по начальной букве фамилии студента:
Объем контрольной работы не должен превышать 15 страниц печатного текста.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема 1. Предмет и специфика философского знания 1. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания. 2. Основные вопросы философии. 3. По каким основаниям можно классифицировать концепции философов?
1. Следует дать определение философии, раскрыть социальные и культурно-исторические предпосылки ее возникновения и объяснить основные элементы системы философского знания (онтология, гносеология, логика, социальная философия, философская антропология). 2. Необходимо объяснить основные вопросы, которые изучает философия: материализм и идеализм; диалектика и метафизика; эмпиризм и рационализм; вопрос о познаваемости мира.
Тема 2. Диалектика и метафизика 1. Диалектика и метафизика. 2. Историческое развитие диалектики как метода познания. 3. Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля.
1. Необходимо раскрыть понятия диалектики и метафизики. Но главная задача заключается в том, чтобы на конкретных примерах, взятых из истории философии, показать эти методы познания «в действии». Например, диалектику как метод можно показать на примерах философии Гераклита, Гегеля и других философов. Метафизика как метод познания отчетливо проявляется в философии Нового времени. 2. Ответ на этот вопрос предполагает раскрытие и объяснение основных этапов развития диалектики: античность, немецкая классическая философия, марксизм.
Тема 3. Материализм и идеализм 1. Материализм и идеализм. 2. Исторические формы материализма. 3. Покажите различие между метафизическим и диалектическим материализмом, используя знания из истории философии.
1. Прежде всего, необходимо раскрыть понятия «материализм» и «идеализм». Далее на конкретных примерах, взятых из истории философии, показать различие между ними. 2. Необходимо остановиться на основных формах материализма в историческом развитии философской мысли: античный материализм, метафизический материализм Нового времени, диалектический материализм.
Тема 4. Общая характеристика античной философии 1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности. 2. Развитие диалектических идей в античной философии. 3. Дайте общую характеристику философии Древней Греции
1. Прежде всего следует вспомнить, что такое материализм и идеализм. Далее необходимо на конкретных примерах показать основные формы материализма и идеализма античности. 2. Развитие диалектических идей в античной философии можно показать на примере таких философов, как Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. При этом важно объяснить различие между объективной и субъективной диалектикой и то, каким образом это различие отразилось в философии античности.
Тема 5. Проблема первоначала в античной философии 1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности. 2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности. 3. Изложите учение о первоначале в философии античных атомистов. Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки?
1. Прежде всего, необходимо дать понятие материализма. После этого следует на конкретных примерах рассмотреть, как решался вопрос о первоначале всего сущего у основных представителей античного материализма. 2. Вначале необходимо дать понятие идеализма и показать специфику идеализма объективного и идеализма субъективного. Далее на конкретных примерах надо показать решение вопроса первоначала у основных представителей античного идеализма.
Тема 6. Философия Платона 1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона. 2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке. 3. Раскройте сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона, с другой. Дайте развернутый ответ.
1. Прежде всего, объясните смысл таких философских понятий, как «онтология» и «гносеология». После этого необходимо раскрыть основные положения учения Платона о бытии и познании. В первом случае важно показать характер и роль «идей» («эйдосов»). Во втором – необходимо раскрыть роль «припоминания» в теории познания Платона. 2. В этом вопросе необходимо иметь в виду, что все формы государственного правления у Платона делятся на «правильные» и «неправильные». Необходимо показать, в чем состоит критерий «правильности» формы правления и формы государства, почему тирания является самой неправильной, а аристократия – самой правильной формой государственного устройства. Объясните, почему у руля государства, по Платону, должны стоять философы (или «такие правители, которые хорошо философствуют»).
Тема 7. Философия Аристотеля 1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля. 2. Учение Аристотеля о человеке и государстве. 3. В чем состоят сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве?
1. Необходимо прежде всего объяснить смысл таких философских понятий как «онтология» и «гносеология». После этого надо раскрыть основные положения учения Аристотеля о бытии. В этом вопросе важно не забывать о диалектике (взаимопереходах) формы и материи в учении философа. Следует также раскрыть его концепцию о причинах и движении. При рассмотрении учения о познании необходимо раскрыть основные формы познания по Аристотелю, его концепцию соотношения первой и второй сущностей. 2. Необходимо, прежде всего, объяснить, в чем выражается, по Аристотелю, сущность человека, потому что именно здесь Аристотель делает глубокие выводы и поныне не утратившие свое значение. Раскрывая вопрос о государстве, следует обратить внимание на то, что лежит в основе учения о государстве в философии Аристотеля, какие формы государственного правления и по какому принципу выделяет Аристотель, какая философия государственного устройства является наихудшей, а какая наилучшей.
Тема 8. Средневековая философия 1. Концепции мира и человека в философии средневековья. 2. Проблема соотношения знания и веры. Сущность и значение спора об универсалиях в средневековой философии. 3. Покажите преемственность в развитии философии: античная философия – томизм – неотомизм.
1. По данному вопросу следует обратить внимание прежде всего на то, что важнейшей особенностью средневековой философии является теоцентризм (от греч. theos – бог), который оказал сильнейшее влияние на все мировоззрение средневековых философов, в том числе и на их представления о мире и человеке. Более конкретно этот вопрос следует раскрыть на примере учений Августина Блаженного и Фомы Аквинского. 2. Проблема соотношения знания и веры занимала важное место в философии средневековья. Поставленный вопрос можно раскрыть на примере Августина Блаженного и Фомы Аквинского. При раскрытии сущности «спора об универсалиях» важно рассмотреть не только содержание этого спора, но и объяснить, почему он возник и принял такую острую форму. Покажите, какая из сторон спора примыкает ближе к материализму, а какая – к идеализму.
Тема 9. Философия эпохи Возрождения 1. Гуманистическая направленность и социально–философское содержание философии Возрождения. 2. Натурфилософия эпохи Возрождения. 3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?
1. Прежде всего необходимо показать общий социо-культурный фон, на котором развивалась философия эпохи Возрождения. При рассмотрении конкретных вопросов и положений представителей гуманистической мысли Ренессанса следует не упускать из вида, что гуманизм данной эпохи, провозглашая достоинство личности, вместе с тем идет рука об руку с индивидуализмом и эгоизмом. При рассмотрении социально-философской мысли этого периода необходимо обратиться к таким мыслителям, как Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла. 2. Натурфилософия эпохи Возрождения связана с именами Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Н. Кузанского, Дж. Бруно. При изложении вопроса важно показать не только сущность естественнонаучных взглядов философов, но также их вклад в развитие философии. В частности, это ярко проявилось в развитии диалектики Н. Кузанским на основе новых идей в естествознании. Следует также показать, в чем состоит пантеизм мыслителей этого времени.
Тема 10. Философия Нового времени 1. Эмпиризм философии Нового времени. 2. Рационализм философии Нового времени. 3. Назовите основные социально–политические концепции в философии Нового времени. В чем состоят сходство и различие концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности?
1. Ответ на вопрос следует начать с осмысления того, как развитие естествознания, связанное с научной революцией Нового времени, повлияло на философскую мысль этого периода; почему вопросы гносеологии выдвинулись здесь на передний план. Далее надо объяснить само понятие «эмпиризм» и рассмотреть его актуальность для философии Нового времени. Это можно сделать на примере Ф. Бэкона. Хотя на позиции эмпиризма в этот период стояли также Т. Гоббс и Дж. Локк. 2. Рационализм философии Нового времени можно показать на примере философских взглядов Р. Декарта. При этом следует иметь в виду его учение о врожденных и приобретенных идеях, об интеллектуальной интуиции. Покажите, как связан рационализм Декарта с его дуализмом. Не забудьте, что на позиции рационализма в этот период стояли также Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц.
Тема 11. Философия эпохи Просвещения 1. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы. 2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения. 3. Раскройте социально–философское значение Французского Просвещения.
1. Прежде всего, необходимо дать общую характеристику философии Французского Просвещения. Покажите в чем состоит антиклерикальная направленность этой философии и что понимали французские просветители под «естественной религией». Особое внимание при изложении взглядов философов данной эпохи следует обратить на раскрытие концепции механистического материализма. 2. Ответ на второй вопрос необходимо начать с концепции человека в философии Просвещения. Вопросы его прав и свобод в этот период занимают умы таких мыслителей, как Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах. Объясните, что общего по вопросу о природе человека и его сущности содержится во взглядах философов просветителей и каким образом выразился механистический материализм этих философов применительно к пониманию сущности человека. Раскройте основные социально-философские воззрения философов Просвещения.
Тема 12. Философия И. Канта 1. Теория познания И. Канта. 2. Этическая концепция И. Канта. 3. В философии И. Канта выделяют два периода: «докритический» и «критический». Объясните, каково различие между ними.
1. При рассмотрении теории познания И. Канта необходимо прежде всего обратиться к его работе «Критика чистого разума». В связи с этим важно объяснить, что такое, по Канту, априорное знание и почему оно не может быть получено из опыта. Далее следует раскрыть учение философа о чувственности (и ее всеобщих формах – пространстве и времени), о рассудке и чистом разуме. При рассмотрении этих вопросов не обойтись без объяснения таких категорий гносеологии Канта, как «явление», «вещь в себе» («вещь сама по себе»), «антиномии» и другие. 2. Ответ на вопрос предполагает, изложение основных положений этической концепции И. Канта. Необходимо иметь в виду, что здесь главная задача философа состоит в обосновании свободы, ценности и автономии личности. Но вместе с тем, эта индивидуальная свобода предполагает у него равную меру свободы других людей. Эта мысль выражена с наибольшей силой в категорическом императиве Канта, на который следует обратить особое внимание. Отметим также, что этическую концепцию философа нельзя полноценно раскрыть, не затронув проблему Бога.
Тема 13. Философия Г. Гегеля 1. Принцип тождества мышления и бытия в философии Г. Гегеля. 2. Диалектика Гегеля. 3. Раскройте соотношение между методом и системой философии Гегеля.
1. Прежде всего, важно объяснить, что такое «тождество» мышления и бытия. У Гегеля это означает единство мышления и бытия, при ведущей роли мышления. В этом тождестве все предопределено и обусловлено мышлением, которое выступает как демиург, творец бытия. Студенту следует раскрыть это тождество на конкретных примерах. 2. Необходимо объяснить, что такое диалектика и каков вклад в ее развитие и утверждение внес Гегель. Важно остановиться на основных категориях и законах гегелевской диалектики. Обратите внимание на то, что отличает идеалистическую диалектику (Гегеля) от материалистической диалектики (марксизма).
Тема 14 Неопозитивизм и постпозитивизм 1. Общая характеристика философии позитивизма. 2. Неопозитивизм и постпозитивизм. 3. Раскройте преемственность и различие следующих философских концепций: позитивизм – неопозитивизм - постпозитивизм.
1. В первом вопросе следует обратить внимание на общий смысл и общую характеристику позитивизма. В этой связи следует обратиться к истокам позитивизма – учению О.Конта и его последователей. Далее важно показать основные этапы развития позитивизма. 2. Вопрос о неопозитивизме и постпозитивизме является центральным для данной темы, поэтому на нем следует и сосредоточить основное внимание. При рассмотрении неопозитивизма необходимо указать прежде всего те общие положения, которые свойственны всем представителям этого направления. Важно также раскрыть те недостатки, с критикой которых связан переход от неопозитивизма к постпозитивизму. Вторая часть ответа как раз и должна содержать анализ взглядов представителей последнего направления.
Тема 15. Философские аспекты психоанализа 1. Основные положения концепции З.Фрейда. 2. Неофрейдизм. Его характеристика и основные представители. 3. Приведите характерные высказывания из произведений З. Фрейда и объясните их. (Можно взять любые произведения автора).
1. Рассмотрение психоанализа следует начать с учения З. Фрейда. Прежде всего, необходимо остановится на тех причинах, которые обусловили возникновение данного учения. Далее следует раскрыть основные положения и принципы теории Фрейда и, что особенно важно, их философский смысл и значение. 2. При рассмотрении философских аспектов психоанализа важно не упускать из вида и тот вклад, который внесли в разработку данной проблематики последователи Фрейда. Раскройте главные особенности концепций основных представителей неофрейдизма:
Тема 16. Экзистенциализм 1. Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма. 2. Проблема взаимодействия личности и общества в философии экзистенциализма. 3. Приведите характерные высказывания из каких-либо произведений представителей экзистенциализма и прокомментируйте их.
1. Раскрытие вопроса следует начать с общей характеристики экзистенциализма как философии человеческого существования. При дальнейшем изложении вопроса необходимо обратить внимание на такие важные для этой философии проблемы, как смысл человеческого существования, проблема свободы и ответственности человека, проблема человеческого отчуждения и другие. Следует также показать специфику религиозного и атеистического экзистенциализма. 2. При раскрытии вопроса следует иметь в виду, что проблема взаимодействия личности и общества в философии экзистенциализма является одной из важнейших. В основе этой проблемы находится вопрос о человеческой свободе. В этой связи студентам следует подробнее остановиться на понимании свободы в философии экзистенциализма.
Тема 17. Постмодернизм 1. Истоки и становление постмодернизма. 2. Основные положения и принципы постмодернизма. 3. Выразите свое отношение к философии постмодернизма.
1. Прежде всего необходимо дать понятие постмодернизма. Далее необходимо сравнить понятия модернизма и постмодернизма. Это поможет объяснить и истоки и становление рассматриваемой концепции. При этом следует иметь в виду, что понятие «постмодернизм» в общем смысле обозначает ситуацию в культурном самосознании людей, сложившуюся в конце ХХ столетия. 2. Ответ на второй вопрос требует рассмотрениия основных понятий постмодернизма. Раскройте понятие «деконструкция» в философии постмодернизма. Охарактеризуйте основные черты «ситуации постмодерна». Кратко остановитесь на основных положениях главных представителей постмодернизма.
Тема 18. Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники 1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика. 2. Славянофилы и западники. 3. Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и западников и прокомментируйте их.
1. Ответ на вопрос предполагает характеристику основных этапов развития русской философии, начиная с XI века. Выделите эти этапы, назовите главных представителей философских школ и направлений, относящихся к тому или иному этапу. Охарактеризуйте каждый из них. 2. Дайте общую характеристику славянофильства и объясните, какое направление, по вашему мнению, было более (или менее) прогрессивным и почему. Изложите свою точку зрения по вопросу о наличии (или отсутствии) в современной России западников и/или славянофилов.
Тема 19. Русский космизм 1. Основные положения русского мистического космизма. 2. Основные положения представителей русского космизма, опирающихся на естествознание. 3. Раскройте основные продуктивные идеи философии русского космизма.
1. Идеи русского космизма разрабатывали такие мыслители, как Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Необходимо дать общую характеристику этого направления и показать особенности учений каждого из философов. Особое внимание следует уделить отцу русского космизма – Н.Ф. Федорову. 2. Помимо названных выше философов концепцию космизма разрабатывали также такие выдающиеся ученые естествоиспытатели, как К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Необходимо дать общую характеристику этого направления в русском космизме и показать особенности учений каждого из философов.
Тема 20. Материализм и идеализм в русской философии 1. Общая характеристика материалистической традиции в России. Философия Н.Г. Чернышевского. 2. Общая характеристика русской религиозно–идеалистической философии. Философия Вл. С. Соловьева. 3. Покажите вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли.
1. Прежде всего необходимо показать основные черты главных представителей материалистической традиции в России. Важно отобразить особенности русского материализма по сравнению с западноевропейским материализмом. Специальное внимание следует уделить философии Н.Г. Чернышевского. В этой связи интересно проанализировать, чем отличается «антропологический принцип в философии» Л. Фейербаха и Н.Г. Чернышевского. 2. Во-первых, дайте общую характеристику русской религиозной философии и покажите ее место и значение в философии России. После этого изложите основные положения великого русского религиозного философа Вл. Соловьева. Объясните, почему его учение носит название «философия всеединства»; почему это учение называют также «философия любви».
Тема 21. Проблема бытия 1. Проблема бытия в истории философской мысли. 2. Основные формы бытия. 3. Какие особенности бытия выявили философия и наука в XX-ХХI столетиях?
1. Дайте ответ на вопрос «Что такое онтология»? Раскройте философский смысл проблемы бытия. В связи с этим следует дать общую характеристику бытия, как оно понималось на различных этапах развития философии: античности, средневековья, Нового времени и последующих этапах вплоть до XXI века. 2. Необходимо раскрыть смысл и содержание основных форм бытия. Речь, в частности, идет о таких формах, как: - природное бытие, включающее в себя бытие вещей, процессов, состояний; - социальное бытие, которое включает в себя бытие общества и человека; - духовное (идеальное) бытие, включающее в себя как субъективное идеальное (сознание отдельного человека), так и объективное идеальное (т.е. надиндивидуальные формы сознания, форма общественного сознания).
Тема 22. Философское понимание материи 1. Философское понятие материи. Атрибутивные свойства и структурные уровни материи как объективной реальности. 2. Движение, пространство, время. 3. Что нового внесли философия и наука XX-ХХI в.в. в понимание структуры и свойств материи и принципов ее объяснения?
1. В первую очередь необходимо дать философское понятие материи. Далее следует раскрыть вопрос о материи как объективной реальности. Среди аспектов этого вопроса важно обратить внимание на ее атрибутивные свойства: системность, активность, самоорганизация и другие. Студенту следует раскрыть эти и другие атрибутивные свойства материи, а также структурные уровни ее организации. 2. Прежде всего, следует раскрыть вопрос о движении как атрибуте материи, показать взаимосвязь движения и покоя. Важно также показать различие понятий «движение» и «развитие». Далее надо раскрыть содержание вопроса о пространстве и времени как формах бытия материи. Здесь важно объяснить свойства пространства и времени, а также показать тесную взаимосвязь пространства и времени друг с другом и с движением материи.
Тема 23. Сознание как предмет философского анализа 1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития. 2. Структура сознания. Сознание и язык. 3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное.
1. Начать следует с рассмотрения таких понятий, как материальное и идеальное, реальность объективная и субъективная. Далее можно переходить к изложению вопроса о возникновении и сущности сознания. В этой связи важно остановиться на следующих проблемах: - сознание как обобщение и отражение действительности; - сознание как идеальная деятельность; - сознание как совокупность знаний; - сознание и самосознание. 2. Раскрытие вопроса предполагает объяснение таких форм мышления, как понятие, суждение, умозаключение. Кроме того, не следует упускать из виду такие важные феномены сознания, как интуиция, творчество, воображение. Важно объяснить вопрос о связи между сознанием и языком, а также и взаимосвязи между индивидуальным и общественным сознанием.
Тема 24. Познание, его возможности и границы 1. Структура и динамика процесса познания. 2. Методы познания. 3. Каковы свойства истины и ее критерии?
1. Прежде всего, необходимо раскрыть вопрос о многообразии форм познания. Укажите причины этого многообразия. Далее можно переходить к изложению таких проблем, как: - формы чувственного и рационального познания; - сенсуализм и рационализм; - уровни познания. Помимо названных проблем важно остановиться и на таком вопросе, как понимание и объяснение. Раскройте соотношение знания и веры. 2. Дайте понятие метода и методологии познания. Объясните, чем обусловлен метод познания. Приведите классификацию методов познания. Что такое научные методы познания? Дайте их характеристики, приведите примеры использования. Особое внимание обратите на вклад философии в систему методов познания. Охарактеризуйте диалектический метод познания.
Тема 25. Общество как целостная система. 1. Понятие социальной системы. Структура общества. 2. Социальная деятельность и общественные отношения. Основные сферы жизни общества. 3. Дайте понятие и раскройте содержание гражданского общества. Каково соотношение гражданского общества и государства?
1. Прежде всего, необходимо дать понятие системы вообще. На основе этого следует раскрыть понятие социальной системы. В связи с этим необходимо встанет вопрос о социальной структуре общества. Покажите, какие основные элементы социальной системы образуют социальную структуру общества. 2. Дайте понятие социальной деятельности и общественных отношений. Покажите, какую роль в функционировании и развитии общества отводили им представители социальной философии. Раскройте структуру социальной деятельности и в связи с этим охарактеризуйте специфику и функции основных сфер жизни общества.
Тема 26. Природные основы общественной жизни 1. Исторические этапы взаимодействия природы и общества и его осмысление в истории философской мысли. 2. Природа как естественная основа жизнедеятельности общества. 3. Раскройте содержание понятия «ноосфера».
1. В истории наблюдались различные этапы взаимодействия общества и природы. Их специфика была обусловлена прежде всего уровнем развития производственных сил общества. В этой связи следует отметить, что человечество прошло путь от доминирования природы над человеком до «господства» человека над природой. Объясните смысл и значение поставленных в слове «господство» кавычек. Какие более конкретные этапы взаимодействия общества и природы вы могли бы выделить? После этого следует перейти к раскрытию вопроса о взаимоотношении природы и общества в истории философской мысли. 2. Ответ на вопрос предполагает объяснение и раскрытие содержания таких понятий, как «природа», «географическая среда», «окружающая среда», «биосфера», «ноосфера». Важно при этом не упустить из виду и объяснение таких вопросов, как географический детерминизм, геополитика, роль народонаселения в жизни общества. Далее следует перейти к изложению особенностей взаимовлияния общества и природы на современном этапе.
Тема 27. Экологические и демографические проблемы и пути их решения 1. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. 2. Народонаселение и его роль в развитии общества. 3. Охарактеризуйте основные экологические и демографические проблемы современной России и предложите пути их решения.
1. Начните с определений понятий «экология» и «социальная экология». Далее следует охарактеризовать основные глобальные проблемы, стоящие перед человечеством в XXI веке. Изложите Ваше мнение по поводу причин, которыми вызваны глобальные экологические проблемы. После этого можно переходить к вопросу о путях решения названных проблем. При этом следует иметь в виду, что важное место среди последних занимает экологическое обучение и воспитание, связанное с формированием экологического сознания. Объясните само понятие «экологическое сознание». 2. Дайте определение понятия «народонаселение». Обратите внимание на то, чем отличается это понятие от понятий «народ» и «общество». Приведите основные концепции народонаселения и его роли в развитии и функционировании общества. Раскройте вопрос о том, какие проблемы народонаселения возникли перед человечеством в современном мире и каковы пути решения этих проблем.
Тема 28. Понятие и природа ценностей 1. Ценности, их природа и принципы классификации. 2. Эволюция ценностей. 3. Раскройте взаимосвязь ценностей с такими понятиями, как оценка, истина и целеполагание.
1. При ответе на первый вопрос следует прежде всего дать определение понятия «ценность». Хотя необходимо иметь в виду, что по этому вопросу имеется немало точек зрения. Однако в самом общем смысле можно сказать, что объект обладает ценностью, если к нему проявляется какой-либо интерес. После определения понятия ценности можно переходить к объяснению их природы. Здесь не следует забывать, что в конечном счете самая глубинная природа ценностей лежит в материальной деятельности людей и их интересах. При ответе на вопрос необходимо также указать на наиболее важные принципы классификации ценностей. Хотя сами эти принципы могут быть самыми разными. 2. Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение ценностей в историческом аспекте их становления. Для этого прежде всего обратите внимание на процесс их зарождения в самом начале становления человечества и человеческой деятельности. Далее покажите связь различных типов общественного производства и ценностей, различных типов социальной структуры общества и ценностей. Особое внимание уделите вопросу влияния рыночных отношений на формирование ценностей людей.
Тема 29. Искусство 1. Понятие, происхождение и функции искусства. 2. Социальное содержание искусства. 3. Обоснуйте свою точку зрения на проблему прогресса в искусстве.
1. Важно раскрыть искусство как особый вид освоения действительности и концентрированное выражение эстетических отношений человека к миру. В этой связи следует раскрыть вопрос об основных особенностях этого освоения и объяснить категорию «художественный образ». Необходимо также объяснить категорию эстетического и ее место в понимании специфики искусства. Весьма важным является также вопрос о происхождении и развитии искусства. Покажите, каковы его основные функции. 2. Раскрытие вопроса предполагает объяснение взаимосвязи между искусством и социально-историческим содержанием жизнедеятельности людей. В этой связи следует раскрыть содержание таких понятий, как «гуманизм в искусстве», «дегуманизация искусства», «тоталитарное искусство» и т.д. Желательно раскрыть поставленный вопрос на конкретных примерах, посмотреть, как и в какой степени различные школы и направления в искусстве отражают социальные процессы. Покажите особенности развития современного искусства.
Тема 30. Мораль 1. Понятие и функции морали. 2. Исторические типы морали. 3. Каково соотношение морали и права, морали и политики? Возможно ли их совпадение?
1. Дайте определение морали. Далее покажите ее объективную основу и объясните, почему мораль является неотъемлемым фактором всей жизни человечества. После этого можно приступать к изложению особенностей морального сознания (всеобщность, внеинституциональность, императивность), функций морали и ее роли в общественной жизни. Подумайте, каково различие между понятиями: «мораль», «нравственность», «этика». 2. Следует иметь в виду, что всякая мораль носит конкретный характер, обусловлена социально-историческими условиями. И даже одинаковые абстрактные формулировки моральных норм и императивов проявляются специфическим образом в различных конкретных социально-исторических ситуациях. Покажите основные исторические типы морали и дайте их характеристику. Желательно привести примеры. Раскройте вопрос, о том, что лежит в основе развития (изменения) морали. Назовите известные вам моральные кодексы, существовавшие (существующие) в истории человечества.
Тема 31. Религия 1. Понятие религии и ее функции. 2. Религиозные ценности и свобода совести. 3. Раскройте основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России.
1. Прежде всего следует сказать, что такое религия. В связи с этим необходимо раскрыть вопрос о специфике религиозного способа взаимодействия с миром. Объясните основные элементы религии (религиозное сознание: религиозная идеология и религиозная психология; религиозный культ; религиозные организации). Покажите социальные, гносеологические и психологические корни религии. После этого следует раскрыть основные функции религии. 2. Необходимо объяснить основные религиозные ценности и показать их специфику. Ответьте на вопрос, что такое свобода совести и каким образом она обеспечивается в нашей стране? Обратите внимание и на раскрытие вопросов: что такое атеизм, каково его место и значение в системе мировоззрения и в духовной культуре.
Тема 32. Проблема человека в философии 1. Проблема человека в истории философии. 2. Актуальные проблемы философии человека. 3. Как решался в философии вопрос о смысле жизни? Каково ваше мнение по данному вопросу? Есть ли у Вас смысл жизни?
1. Необходимо показать различные наиболее значимые философские концепции человека в истории. При этом следует обозначить к какому философскому направлению (школе) относится та или иная концепция: материалистическая, идеалистическая, дуалистическая, религиозная, атеистическая, психоаналитическая, экзистенциалистская и др. 2. Следует рассмотреть основные актуальные проблемы философской антропологии: проблема антропосоциогенеза; биологическое и социальное в развитии человека; сознательное и бессознательное в человеке. При рассмотрении вопроса важно показать роль предметно-практической деятельности в становлении и развитии человека, причем как в филогенезе, так и в онтогенезе.
Тема 33. Личность и общество 1. Человек, индивид, личность. 2. Человек в системе социальных связей. 3. Каково влияние рыночных отношений на формирование и развитие личности?
1. Необходимо определить, какое содержание вкладывается в понятия «человек», «индивид», «личность». Чем эти понятия отличаются между собой. Подумайте над вопросом: всякий ли человек является личностью. Выразите свое отношение к определению: «личность – это социальная индивидуальность». Раскройте вопрос о сущности человека. Как соотносятся между собой его сущность и существование? Обратите внимание на основные характеристики существования личности: свобода, ответственность, самосознание и др. 2. Покажите неразрывную связь личности и общества. Раскройте роль социо-культурной среды в формировании личности. Обратите внимание на то, что сама социализация личности происходит только в обществе и по мере усвоения индивидом общественных отношений, форм социальной деятельности, норм и ценностей. Раскройте основные характеристики взаимодействия личности и общества на различных этапах истории. Важным моментом раскрытия вопроса является также объяснение таких проблем, как свобода и необходимость, свобода и ответственность. | |||||||||||||||||||||||||||||